Дереченик А.И. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ РЕЧИ: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА ДИНЫ РУБИНОЙ «НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ УЛИЦЫ»)

Глаголы речи занимают особое место в системе языка, поскольку именно они организуют структуру речевого акта и непосредственно ориентированы на реализацию базовых функций языка и конкретных функций речепорождения. Интерес к данной группе языковых единиц обусловлен как сложностью их семантической структуры, так и неоднозначностью в вопросе выделения тематических групп. Следует отметить, что сегодня актуальным является рассмотрение лексических единиц не столько в семантическом, сколько в функциональном аспекте, ибо исследование номинационного пространства текста позволяет изучить внутреннюю форму лексических единиц, системные отношения в языке, познать языковую и художественную картины мира. При функциональном подходе универсальную значимость приобретает принцип деривации, так как именно он показывает текстообразующий потенциал глагольного слова в реальном тексте и помогает приблизиться к пониманию динамического характера лексико-семантической системы и определению места данного фактора в системно-структурной организации языка.
Цель исследования – выявить и описать функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную маркированность и словообразовательный потенциал глаголов говорения в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: проанализировать словообразовательные гнезда глаголов говорения в художественном нарративе; выявить основные способы образования производных глаголов; определить наиболее активные словообразовательные форманты, с помощью которых образовались производные глаголы; с опорой на толковые словари определить функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску глаголов говорения в художественном нарративе; определить место «социального» компонента в структуре лексического значения глаголов речи.
Выбор объекта (глаголы говорения) и предмета исследования (словообразовательный и стилистический компонент в структуре глаголов говорения) обусловлен высоким текстообразующим потенциалом глаголов говорения в русском языке, а также сложностью их семантической структуры.
Материал исследования составил 210 лексем в 1390 реализациях. Денотативное пространство романа «На солнечной стороне улицы» образуют глаголы говорения пяти подгрупп. Глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде, представлены 42 лексемами в 671 словоупотреблении. Эта самая частотная подгруппа, поскольку является функционально и коммуникативно универсальной, нейтральной в экспликации человеческой способности говорить. Вторая подгруппа – глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и его особенности, манеру, способ произнесения речи (52 – 203). Частотность этой подгруппы связана, с одной стороны, с манерой письма Дины Рубиной (для её стиля характерны эмоциональность, образность, метафоричность языка), с другой стороны, – с желанием автора постичь человеческую психологию и детально раскрыть внутренний мир героев. Третью подгруппу составляют глаголы переносного значения, выражающие сравнение человеческой речи со звуками, издаваемыми животными, птицами, насекомыми (19 – 36). Четвёртая подгруппа – глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи (49 – 312). Пятую подгруппу составляют глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи (36 – 144). Многие анализируемые глаголы находятся на периферии лексико-семантических подгрупп, ибо совмещают в себе смысловые признаки нескольких лексико-семантических зон глаголов говорения.
Проблема взаимоотношения словообразования и текстообразования и вклада словообразования в текстообразование – одна из актуальных в лингвистике текста. Именно «словообразование открывает возможности для концептуальной интерпретации действительности. Оно позволяет понять, какие элементы языковой действительности и как словообразовательно маркируются, почему они удерживаются сознанием, ибо уже сам выбор того или иного явления действительности в качестве объекта словообразовательной детерминации свидетельствует о его значимости для носителей языка» [1, с. 41].
«Глагольное производящее слово участвует в словообразовательном процессе всеми своими формально-содержательными свойствами» [2, с. 4]. Его словообразующие возможности зависят от частеречной семантики, принадлежности к ЛСГ, валентности, грамматических свойств.
Особое место при рассмотрении словообразовательного потенциала глаголов речи занимает словообразовательное гнездо. Под словообразовательным гнездом мы понимаем «совокупность однокоренных слов, упорядоченных отношениями последовательной словообразовательной мотивации» [3, с. 17]. Потенциально существуя в парадигматике, в системе языка, словообразовательное гнездо или ряд актуализируются в синтагматике, в тексте. Типовое словообразовательное гнездо как единица словообразовательного уровня позволяет глубже понять механизм словообразовательных процессов, особенно их семантическую сторону, создает условия для более последовательного и глубокого анализа сущности деривационного механизма языка, понимания его общих закономерностей.
В романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» выявлено 28 словообразовательных гнезд. Следует отметить, что в художественном нарративе манифестуется лишь какая-то определенная часть составляющих словообразовательного гнезда, некоторые опосредствующие элементы пропускаются. Глаголы с актуализированными в тексте деривационными отношениями составляют 114 лексем в 942 употреблениях (например, говорить, кричать, пробормотать, сказать). Деривационно не связан с другими языковыми единицами в текстах 96 глаголов (например, баюкать, возражать, согласиться, крякать). Наиболее полно в романе представлены словообразовательные гнезда с вершиной говорить, сказать. Так, словообразовательное гнездо лексемы говорить включает 20 производных:
говорить (160)говар-ива-ть (2) – вы-говорить (12) – выговорить-ся (3) – выговар-ива-ть (2) – до-говорить-ся (8) – за-говорить ‘начать говорить’ (31) – на-говорить (11) – наговар-ива-ть (2) – о-говорить (2) – оговорить-ся (6) – об-говорить (1) – от-говорить (4) – пере-говорить (1) – по-говорить (37) – про-говорить ‘произнести что-либо’ (43) – про-говорить ‘говорить в течение некоторого времени’ (25) – про-говорить-ся (2) – раз-говорить-ся (2) – разговар-ива-ть (52) – у-говорить (21).
Словообразовательное гнездо лексемы сказать включает 10 производных: сказать (68) – сказа-ну-ть (4) – вы-сказать (7) – высказать-ся (5) – высказ-ыва-ться (5) – высказ-ыва-ть (3) – пере-сказать (4) – под-сказать (2) – рас-сказать (9) – рассказ-ыва-ть (38) – на-рассказать (1).
Наименее полно представлены словообразовательные гнезда с вершиной бурчать, бормотать, сволочиться.
В качестве наиболее активных словообразовательных формантов используются приставки: вы-, до-, за-, на-, о-, об-, от-, пере-, по-, под- ,про-, раз-, рас-, у-; суффиксы: -ну-, -ива-, ыва-; постфикс –ся.
Количественный анализ обнаруживает преобладание в глагольном словообразовании префиксального способа (134 лексемы в 638 словоупотреблениях), следующими по продуктивности является суффиксальный (53 лексемы в 75 словоупотреблениях) и постфиксальный (37 лексем в 42 словоупотреблениях). Минимально представлены в романе префиксально-постфиксальный способ (12 лекcем в 15 словоупотреблениях).
Продуктивность глагольной префиксации сопровождается количественным (14 формантов) и семантическим (7 значений) разнообразием. Это обусловлено тем, что в сочетании с приставками глаголы речи получают дополнительное аспектуальное значение: начинательности (заговорить, забормотать, закричать), завершительности (договорить, допеть, досказать), ограничительности (прокричать, пробубнить, проспорить). Суффиксация имеет меньшее значение для функционального и семантического развития глагольного слова, а словосложение для словообразования глагола в исследуемом тексте вовсе не характерно.
Исследованный текстовый материал показал, что в процессе художественной категоризации и концептуализации действительности в художественном нарративе главенствующее место занимает внутриглагольная производимость, в рамках которой происходят аспектуальные и семантические уточнения значения лексемы. Функциональные и семантические способности глаголов речи работают еще интенсивнее и эффективнее благодаря включенности в текст всего диапозона их словообразовательной структуры.
Представление глагольного слова как многокомпонентной, иерархически организованной структуры способствует выявлению стилистической окраски (маркированности) глаголов речи. Стилистическая окраска языковой единицы – дополнительные к выражению основного номинативного, предметно-понятийного значения экспрессивные или функциональные компоненты, ограничивающие возможность ее употребления определенными сферами и условиями общения. [4, с. 54].
Стилистическая маркированность – гетерогенное образование, наиболее крупными частями которого являются функционально-стилистическая и эмоционально-оценочные доли. Функционально-стилистический аспект обусловлен регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле. Это приводит к тому, что и сама данная единица языка (лексема) получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой она обычно встречается. Если функционально-стилистическая окраска окрашивает само слово как языковую единицу, то при помощи слов с эмоционально-оценочной окраской осуществляется «окраска» самих обозначаемых объектов, выражается отношение к ним, производится их оценка. Эта окраска органически свойственна языковой единице, неотделима от ее значения. Она проявляется в любой сфере использования этой единицы, в самых минимальных контекстах и даже изолированно.
При определении стилистической маркированности глаголов говорения в качестве лексикографических источников нами использовались «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [5], «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [6], Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова [7].
В функционально-стилистическом аспекте в романе выделяются глаголы речи с книжной окраской (112 лексем в 153 словоупотреблениях) и разговорной (68 лексем в 83 словоупотреблениях). Наиболее частотны лексемы с книжной окраской: воскликнуть, восклицать, возразить, возражать, благословить, пояснять, велеть. Наиболее частотные лексемы с разговорной окраской – крикнуть, пробормотать. В художественном нарративе Дины Рубиной книжная и разговорная маркированность глаголов речи свидетельствует не только о том, что лексема употребляется преимущественно в той или иной сфере языка, но и о том, что в её значении присутствуют особые компоненты, соотносящие лексему с реальными, в том числе и социальными характеристиками элементов ситуации. Так, глаголы с книжной функционально-стилистической маркированностью характерны для речи Миши Лифшица, Леонида Волошина, Клары Нухимовны. Все они родом из «непростой штучной публики», «целительно присутствовали в Ташкенте и изменили уровень интеллигентности на душу населения»[8, с. 317]. Эти герои в значительной степени являются той «пространственной формой» [8, с. 319], в которой выражено авторское отношение к главной героине, Вере Щегловой. Каждый вносит свою лепту в становление «изощрённого глаза» художника-живописца, в способность «видеть время в пространстве». Лексика же разговорной функционально-стилистической окраски в романе служит для психологической характеристики всех героев, показа их эмоционального состояния, создания необходимой атмосферы повествования, отношения субъекта к адресату, для конкретизации предмета мысли. Также количественное преобладание разговорной лексики связано со стремлением автора обеспечить живость, образность, динамику изложения.
Эмоционально-оценочное пространство романа «На солнечной стороне улицы» составляют глаголы с: нейтральной стилистической окраской (93 лексемы в 385 словоупотреблениях). Самые частотные среди них следующие лексемы: говорить (160 словоупотреблений), проговорить (43), рассказывать (38), ответить (28), назвать (21), отвечать (18), добавить (15), разговаривать (9), рассказать (9), произнести (8). Нейтральная лексика лежит в основе словарного состава языка, составляет важнейший фонд производящих основ, вокруг которых формируются разнообразные деривационные связи. Это обусловливает ее количественное преобладание в романе. Группа глаголов речи с просторечной окраской (56 лексем в 74 словоупотреблениях). Самые частотные среди них: гудеть (4), болтать (6), бормотать (10), орать (8), щебетать (4). Следующую группу составляют глаголы с бранной окраской (12 лексем в 23 словоупотреблениях). В данную группу входят такие лексемы, как горланить (1), брехнуть (1), сволочиться (1). Лексика с просторечной и бранной окраской является второй по количественному соотношению. Это связано с тем, что данные глагольные лексемы репрезентирует языковую картину главной героини романа Кати Щегловой. Попав в Ташкент из блокадного Ленинграда во время эвакуации и чудом выжив в голодное послевоенное время, героиня вынуждена защищаться от суровой жестокости жизни. Волей судьбы она попадает в общество воров и мошенников, а впоследствии и сама становится профессиональным наркоторговкой по кличке Артистка. Менее представлена группа глаголов речи с торжественной окраской (3 лексемы в 6 словоупотреблениях): велеть (2), воспеть (1), благословить (1). Эмоциональность глагольных лексем в тексте не определена особыми аффиксами, а появляется благодаря контексту, т.е. «сопровождает» значение слова.
Таким образом, в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» создаётся специфическая стилистически-словообразовательная парадигма, которая демонстрирует гибкость, мобильность семантики глагола и придаёт художественному тексту семантическую плотность и объемность смысла. Стилистическое разнообразие в художественном нарративе связано с полижанровой природой романа, шириной контекстного поля, а также со сложной композицией с несколькими параллельно развивающимися хронологическими пластами. Роман состоит из множества разноплановых, разностильных и разнозначимых хронотопических «полей», скреплённых в художественное целое авторской интенцией.
Список использованных источников
  1. Вендина, Т.И. Этнолингвистика, аксиология и словообразование / Т.И. Вендина // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. − М.: Индрик, 1998. − Т. 1. – C. 39–48.
  2. Янценецкая, М.Н. Семантические вопросы теории словообразования / М.Н. Янценецкая. – М.: Просвещение, 1973. – 241 с.
  3. Емельянова, С.А. Словообразовательное гнездо любить в русском языке / С.А. Емельянова // Словообразование и номинативная деривация: материалы Международной научной конференции, посвященные памяти профессора В.М. Никитевича, Гродно, 26 апр. 2004 г.; отв. ред. С.А. Емельянова. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С. 73–77.
  4. Азнаурова, Э.С. Очерки по стилистике слова / Э.С. Азнаурова. − Ташкент, 1973. – 405 с.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. – 4-е изд., доп. − М.: Азбуковник, 2010. – 940 с.
  6. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: 2000.
  7. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. С.А. Кузнецова. – М.: Норинт, 2000. – 1536 с.
  8. Алексеева, Н.В. Хронотопические «поля» героя и автора в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» / Н.В. Алексеева // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. 1. Филология. – 2011. – № 4. – С. 316–321.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы естественнонаучного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий