Цагельник Е.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

С понятиями арифметических действий умножения и деления младшие школьники знакомятся уже во втором классе. В соответствии с действующей программой, обучающиеся на I ступени общего среднего образования должны понимать конкретный смысл умножения и деления, уметь решать задачи, содержащие эти действия; знать переместительное свойство умножения, связи между компонентами и результатом действия; владеть табличными случаями умножения и соответствующими случаями деления; знать порядок выполнения арифметических действий в выражениях, содержащих умножение и деление; овладеть приемами умножения и деления двузначных чисел на однозначное, деления двузначного числа на двузначное на основе правил умножения и деления суммы на число; знать особые случаи умножения и деления, связанные с числами 0 и 1.
Одним из средств, позволяющих сформировать понятия об арифметических действиях умножения и деления более глубоко, является занимательность, которая приводит к развитию познавательного интереса, что, в свою очередь, влияет на качество усвоения изучаемого материала [1, с. 13]. К примеру, К.Д. Ушинский в свое время так же советовал включать элементы занимательности в учебный труд младших школьников для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [2].
При выборе занимательного материала следует опираться не только на увлекательные упражнения, а и на содержания математических заданий. Так, при изучении умножения и деления целесообразно использовать игру «Теремок», позволяющую связать теоретические знания с практикой.
Ход игры. На доске изображен теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если обучающийся правильно выполнил действие, окошечко открывается. Остальные учащиеся видят, кто в тереме живет. Жители теремка на разных уроках меняются. В игре принимает участие весь класс. Применение таких игр на уроке помогает воспитывать у младших школьников интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала (рис. 1).
ris3aa
Эффективной является и игра «День и ночь».
Ход игры. Как только учитель скажет слово «Ночь», младшие школьники кладут голову на парту, закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета на деление и умножение. Небольшая пауза. После того как учитель говорит: «День», ученики садятся прямо, а тот, кто сосчитал, поднимает руку и называет ответ.
Данная игра дает возможность сосредоточиться при счете рассеянным учащимся, а также приучает воспринимать примеры на слух.
Стоит отметить, что игры и игровые приемы могут быть использованы на любом этапе урока: в начале, в середине, в конце. Это зависит от темы, цели урока и характера игры.
Важной особенностью занимательной математики является использование нестандартных заданий. Ее содержание, насыщенное головоломками, проблемными вопросами, вовлекает учащегося в активное сотрудничество с учителем на уроке, побуждает ребенка к первым самостоятельным открытиям, активизирует работу мысли.
К заданиям нестандартного характера можно отнести [3]:
  1. Математические загадки:
Я всего по 3 тюльпана
В каждый ряд сажаю рано.
Ярко-красных 7 рядов,
Светло-желтых – 8.
Кто ответить мне готов?
Сколько будет всех цветов?
У деда Архипа большая семья.
Детей всего 8
И все – сыновья.
У каждого сына по паре ребят –
Внучата Архипа
Их сколько ребят?
  1. Математические сказки:
К примеру, «Скромные однозначные числа Пять и Семь познакомились, понравились друг другу и решили помножиться. И вот в результате появилось на свет их произведение – Тридцать Пять.
Носятся сомножители со своим произведением, не могут им нарадоваться.
– Смотрите, – говорят соседям, – это наше произведение. Ну, каково? Двузначное число, не то что мы, однозначные.
А произведение и не смотрит на сомножителей. Воротит нос, боится, как бы знакомые сотни чего не подумали. Как-никак сомножители – однозначные числа, стыдно произведению иметь такую родню.
– Произведение ты наше единственное, погляди на нас, хоть словечко молви!
Куда там! До того ли сейчас произведению! Произведение давно забыло, кто его произвел на свет. Теперь произведению с самой Тысячей помножиться в пору!»

ris4aa

Использование заданий занимательного характера на уроках математики на I ступени общего среднего образования уместно в процессе выполнения значительного количества однотипных упражнений, направленных на выработку стандартных умений и навыков учащихся; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию; при опасности непринятия учащимися какого-либо учебного задания [4, с. 11].
Хаотичное использование нестандартных и занимательных заданий на уроке математики ухудшает процесс усвоения материала. Прежде чем вводить в обучение нестандартные и занимательные задания, учителю следует выяснить следующие моменты: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? При этом учителю надо постараться избежать ошибок, связанных с отвлечением от темы и дидактических задач урока, неподготовленностью задания предыдущей учебной работой на уроке, с отсутствием учета возможностей всех категорий учащихся и др.
Это подтвердилось и при проведении нами исследования. Оно проходило на базе вторых классов ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)» и было направлено на выявление эффективности использования материала занимательного характера на уроках математики при изучении арифметических действий умножения и деления.
В ходе исследования было выявлено, что на уроках, проводимых в рамках эксперимента, у младших школьников проявлялись повышенный интерес и желание выполнять не только предлагавшиеся задания занимательного характера, но и обычные, тренировочные. В связи с этим возросла продуктивность урока: заданий выполнялось больше, чем планировалось. Кроме того, ощущался повышенный интерес учеников к самому уроку, у них появилось желание лучше готовиться. Использование элементов занимательности способствовало развитию наблюдательности, внимания, речи, мышления обучаемых. Все сказанное выше повлияло на качество усвоения материала учащимися, повысилась их успеваемость.
Таким образом, при изучении арифметических действий умножения и деления занимательность можно рассматривать как необходимое средство обучения, позволяющее облегчить усвоение сложных тем, помогающее ученикам быстрее и легче запомнить новый материал, закрепить изученный; активизировать познавательную деятельность школьников; повысить качество усвоения изучаемого материала; улучшить успеваемость обучаемых. Вместе с тем, важно разумно использовать занимательные задания и игры на уроке, чтобы не превратить его в «сплошную игру», а только разнообразить обучение с целью  развития и формирования умений и навыков обучаемых, предусмотренных программой.
Список использованных источников
  1. Методика начального обучения математике / Под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. – Минск : Выш. школа, 1988. – 254 с.
  2. Ушинский, К. Д. Воспитание внимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/32.php. – Дата доступа: 25.03.2016.
  3. Колодина, Л. М. Занимательные игры на уроках в начальной школе / Л. М. Колодина, О. С. Мордасова. – Мичуринск, 1997.
  4. Труднев, В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для учителей / В. П. Труднев. – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы естественнонаучного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий