Шэнь Пэн ЭСТЕТИКА КОНФУЦИАНСТВА В СТРАНАХ ВОСТОКА: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, об особенностях их отображения в сознании человека. Главное в эстетике – решение основного вопроса об отношении эстетического сознания к действительности.
Конфуцианство – этические принципы и нравственные законы, положенные в основу воспитания в странах Востока. Но дело в том, что этика конфуцианства стала основой и специфической эстетики, нашедшей распространение в этих странах и передающейся из поколения в поколение. Этика и эстетика образуют здесь тесное единство, обусловившее не только культурное своеобразие Китая, Японии, Кореи, но и послужившее основой для созданий тех образовательных моделей, в соответствии с которыми формируется человек, его представления о прекрасном и безобразном. Конфуцианство оказалось питательной почвой для системы педагогических представлений и моделей, сближающих страны и народы.
Рассмотрим основные положения конфуцианства как обоснования единых образовательных принципов, свойственных Китаю, Корее и Японии.
Конфуцианство—это прежде всего учение этико-политического характера, где распланированное четкое следование основным этическим нормам служит средством, благодаря которому существует и поддерживается всеобщая гармония. Само «прекрасное» у Конфуция тесно соприкасается с понятием «доброта», а эстетический идеал понимается как единство прекрасного, доброго и полезного. В этом заключается сильное дидактическое начало и в традиционной эстетике конфуцианского общества.
Конфуций четко разделял людей, имеющих различный социальный статус, в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение – и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения.
Зародившись в Китае, конфуцианство получило распространение и на территории Кореи и Японии, где приобрело свойственную для этих стран национальную окраску.
Историю китайского конфуцианства можно разделить на несколько этапов:
1) классическое конфуцианство (V-III вв. до н.э.), данный этап основывается на трудах Конфуция, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
2) «ханьское конфуцианство» (III вв. до н.э.- III вв. н.э.) ;
3) неоконфуцианство (XI-XIX вв.);
4) постконфуцианство (XX в. по настоящее время), в данное время конфуцианство стало официальной идеологией  Китая; [2, c. 21].
В трактатах мудрецов выделяются 5 основных норм конфуцианской морали: ли, сяо, и, жэнь, синь.
Норму ли нельзя точно перевести на русский язык, и русской культуре в чистой форме она не свойственна. Ближе всего по смыслу подходит такое значение этой нормы, как ритуал, традиция, этикет, церемониал, благопристойность.
По своему значениюли– основа всех моральных принципов и установок в конфуцианстве, т.е. соблюдение правил, соответствующих статусу главного предназначения человека в конфуцианстве. Не случайно в современной Японии, во время проведения деловых встреч работников различных фирм обмен визитками с указанием должности и статуса – обязательное условие, тем самым определив стиль общения.
Способ воплощения в жизнь нормы ли (традиции, ритуала) это выполнение нормы и (что можно перевести как следование долгу). Под следованием долгу понимается в конфуцианстве, например, исполнение своих обязанностей перед родителями, вышестоящими, предками.
Норма жэньпереводится как гуманность, человеколюбие. Норма жэнь тесно связана и находится в подчинении ли, т.е. главное ее предназначение состоит прежде всего в исполнении ритуалов.
Для конфуцианского Востока характерна сильно развитая степень ритуализации общественной жизни. Приведем несколько повседневных примеров – чайная церемония в Японии, изготовление поясов для кимоно, мечей там же.
Дети должны заботиться о родителях, содержать их, постаревших, — это положения конфуцианства является этническим и эстетическим одновременно. Этическим – потому что определяет отношения поколений. Эстетическим – так как формулирует основу того подлинно прекрасного, благородного и возвышенного, что есть и что должно быть в человеке. Долг – императивная характеристика; она может противоречить сиюминутным стремлениям и потребностям. Однако именно долг формирует человека – в умении быть выше сиюминутного.
Сяо означает «сыновья почтительность», помимо почтительности к семье, высокое значение представители конфуцианства уделяют таким качествам, как почитание старших по возрасту и чину.
Почитание старших – залог передачи опыта и жизненных приоритетов от поколения к поколению. В восточных культурах нет такой проблемы, как разрыв поколений, как эгоцентрическое пренебрежение учащихся к требованиям наставников. Можно уверенно сделать вывод, что ценностный хаос, возникающий периодически с кардинальными изменениями в социальных приоритетах, в технологическом обеспечении общества, конфуцианским культурам незнаком.
Синь можно перевести как преданность прежде всего государству, народу, господину.
Согласно теории ключевых компетенций, считающейся сегодня доминирующей в западной педагогике, приоритетны социально-гражданское и культурно-историческое «встраивание» в окружающий мир. Можно сказать, что «синь» для Востока – нечто аналогичное таким компетенциям; только преданность вполне можно трактовать как основу существенных эстетических категорий.
Воплощение всех нравственных добродетелей, идеал человека в конфуцианстве – цзюнь цзы (“сын правителя”), или благородный муж”. Этот человек обладает способность безукоризненно соблюдать ритуал. Также ему свойственны чувство долга, искренность, человечность, он, как правило, проявляет сыновнюю почтительность, проявляет заботу о своем уровне развития, является воплощением гармонии естественности и культуры.
Конфуцианство, распространенное в Китае, призывало прежде всего к уважению семьи.  Из пяти базовых вышеназванных моральных принципов три основываются на почитании родителей и преданности семье (и, сяо, синь).
Для корейцев конфуцианство стало не просто идеологией или основой эстетической системы, оно стало стилем жизни. Корейцы с конфуцианством познакомились примерно во II в. до н.э. Принималось ими конфуцианство в очень строгой форме, какие-либо интерпретации его были запрещены, что, однако, не останавливало возникновения многих конфуцианских школ. Не- смотря на попытки строгого следования основным нормам, конфуцианство в Корее все же было тесно переплетено с буддизмом, шаманизмом, анимизмом и другими верованиями, так что можно говорить об особом, кореизированном конфуцианстве. Демонстрация приверженности конфуцианским эстетическим ценностям стало важной частью имиджа всех, кто стремится занять видное общественное положение в Корее. Одним из проявлений добросовестного следования эстетическому принципухэ (принцип правдивости, искренности) стало то, что до недавнего времени в Республике Корея не существовало пенсионного обеспечения, так как основная часть расходов на пожилых родственников, в соответствии с учением Конфуция, ложилась на более молодых членов их семьи.
В Южной Корее существуют конфуцианские организации, где проводятся ритуалы поминовения предков и памятные церемонии в честь ведущих представителей конфуцианства. Там в настоящее время работает более 200 академий со святилищами, где молодые люди имеют возможность постигать традиционные конфуцианские эстетические ценности и манеры и учатся применять их в современном обществе.
Корейцы почтительно относятся к возрасту, ценят общественную стабильность и испытывают уважение к образованию и самосовершенствованию. С другой стороны, для них свойственны определенная идеализация прошлого и строгая общественная иерархия [5, c. 16-17].
Первое знакомство Японии с конфуцианством относится примерно к V-VI вв. н.э., когда в Японии началось государственное строительство. Китайская система государственного управления стало образцом при династии Тан в VII в. н.э.
Видными конфуцианскими деятелями Японии, взгляды которых определили вариант японской конфуцианской идеологии, были Хаяси Разан, Ямага Соко, Ито Дхинсай и др.
Конец XIX -начало XX века стали в Японии началом проведения активных мер по преобразованию внутреннего государственного устройства, осуществлялась агрессивная внешняя политика, и страна вступила в борьбу за передел мира с другими мировыми державами. Опорой для проведения экономических реформ и внешней политики стало конфуцианское учение, которое, опираясь на древнюю японскую идеологию, узаконило императорскую власть, иерархический характер общественных и социальных отношений. Поражение Японии во Второй мировой войне привело к отказу от многих традиций, но это не коснулось конфуцианства. Оно было признано, с лежащими в основе эстетическими принципами прекрасного, главной идеологической составляющей модернизации. Среди характерных черт конфуцианства, ведущих к экономическому росту, можно выделить такие, как гармоничный характер общественных связей, коллективизм и взаимопомощь в общественных отношениях, стремление к учебе, сохранность моделей поведения, основанных на таких принципах, как <человеколюбие, гуманность> и <долг, справедливость> [5, c. 18].
Дальневосточно-конфуцианская культура обладает своими эстетическими особенностями развития.
Так, конфуцианская культура выработала свои своеобразные критерии красоты и понимания прекрасного:
  1. Естественность. Красота в поэзии, в живописи, в повседневности и т.д., по мнению жителя конфуцианского Востока, заключается в простоте, непроизвольности, т.е. естественности
  2. Единичность. Ценится и подчеркивается красота одного цветка, одной ветки, одного жеста, одного звука и т.д.
  3. Хрупкость, мимолетность.
  4. Давность вещи. Старинные вещи придают значимость главным в конфуцианстве церемониям и ритуалам.
Огромное значение в конфуцианстве придавалось образованию, как основе этического и эстетического восприятия реальности и обучения пониманию красоты жизни. Так например, с целью универсального становления этического и эстетического сознания различных слоев населения в Китае была введена многоступенчатая система экзаменов для занятия административных должностей. Целью такой системы было привлечение самых способных и одарённых представителей общества к управлению, невзирая на их социальный статус и происхождение.
Повышенное внимание к образованию во всех странах, исповедующих конфуцианство, объясняется потребностями развития экономики и традицией культа учености. В образовательных программах учебных заведений, как и прежде, основное внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию, основанному на главных принципах: уважение к старшим, верность, преданность, патриотизм и т.д. Экзаменационная система построена на принципе отбора лучших. Иерархичность системы высшего образования свойственна странам этого региона. Отсюда стремление получить не просто образование, а образование в самом престижном учебном заведении, так как именно диплом престижного вуза дает быстрый старт в карьере и является свидетельством подтверждения статуса его обладателя.
Можно сделать вывод, что культурная общность Китая, Японии и Кореи обусловлена не только географическими, но и культурно-социальными факторами. Основополагающим является распространенность в этих странах конфуцианства, обеспечившего единство этических приоритетов, следующих отсюда эстетических взглядов, и синтезирующих все педагогических установок, восходящих к мировоззренческой системе конфуцианства  [5, c. 20].
Список использованных источников
  1. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. – М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
  2. Головачева Л.И. Конфуцианство, мир и развитие в XXI веке. / Л.И.Головачева // Восток.– 2000.– № 2.– с. 21-26.
  3. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии / Под ред. А. Мартынова. – М.: Олма Пресс, 2000. – 228 с.
  4. Кобзев, А.И. Философия неоконфуцианства / А.И. Кобзев. – М.: Вост. лит-ра, 2002. – 402 с.
  5. Ткачева Т.О. Конфуцианство в странах восточной Азии. Исторический выбор и соц практика. Втор. Пол. XX — нач. XXI вв. Авториферат дис.к.и.н./ Т.О.Ткачев.–Краснодар,2009
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы естественнонаучного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий