Проблема социализации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе в последние годы приобрела особую актуальность. Не случайно именно решение данной проблемы избрано одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства в настоящее время.
Изучению социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящали свои работы такие исследователи, как И.А. Бобылева, С.А. Беличева, И.Б. Назарова, В.М. Москвина и др., однако, в данной сфере по-прежнему остается множество неизученных вопросов. Прежде всего, это обусловлено тем, что акцент в работах, как правило, делается на проблеме личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детских домов и учреждений закрытого типа, в то время как изучение особенностей социальной адаптации детей-сирот в постинтернатный период, и в частности в условиях учреждения профессионально-технического образования как важнейшего подготовительного этапа к интеграции в общество, остается без должного внимания.
Учитывая данные обстоятельства, мы поставили перед собой цель выявить особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения профессионально-технического образования. Для достижения данной цели нами было опрошено 30 учащихся учреждения образования «Гродненский государственный химико-технологический профессиональный лицей»: из них 15 учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (экспериментальная группа) и 15 учащихся, воспитывающихся родителями (контрольная группа). В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют низкий уровень социальной адаптации в условиях учреждения профессионально-технического образования.
Изучение особенностей социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось нами с помощью методики «Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».
Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уровне социальной адаптации учащихся, воспитывающихся родителями, мы использовали математико-статистический критерий U- Манна-Уитни, позволяющий выявить различия между двумя независимыми группами. Результаты подсчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1― Различия между уровнем социальной адаптации учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уровнем социальной адаптации учащихся, воспитывающихся родителями (курсивом выделены значимые различия)
Показатели социальной адаптации | Учащиеся из категории детей-сирот (сумма рангов) | Учащиеся, воспитывающиеся родителями (сумма рангов) | Уровень значимости |
Адаптация | 120,0 | 345,0 | 0,000003 |
Дезадаптация | 336,0 | 129,0 | 0,000017 |
Принятие себя | 128,0 | 337,0 | 0,000014 |
Непринятие себя | 344,5 | 120,5 | 0,000003 |
Принятие других | 254,5 | 210,5 | 0,359997 |
Непринятие других | 344,5 | 120,5 | 0,000003 |
Эмоциональный комфорт | 228,5 | 236,5 | 0,867390 |
Эмоциональный дискомфорт | 344,0 | 121,0 | 0,000003 |
Внутренний контроль | 243,0 | 222,0 | 0,662339 |
Внешний контроль | 345,0 | 120,0 | 0,000003 |
Доминирование | 210,5 | 254,5 | 0,358864 |
Ведомость | 233,5 | 231,5 | 0,966782 |
Уход от проблем | 336,0 | 129,0 | 0,000017 |
Как показал анализ полученных нами данных, уровень социальной адаптации учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гораздо ниже, чем у их сверстников, которые воспитываются в родительских семьях. Кроме того, у детей-сирот значительно выше уровень непринятия себя – степень расхождения между «Я – идеальным» и «Я – реальным», непринятия других людей, более высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт» и «внешний контроль». Дети-сироты также более склонны к уходу от решения проблем, чем дети, которые воспитываются в семье. Полученные нами результаты еще раз подтверждают особую «проблемность» данной категории детей, а также демонстрируют необходимость оказания им дополнительной психолого-педагогической, социально-психологической и др. видов помощи, в частности являются индикатором необходимости проведения дополнительной работы по оптимизации процесса социальной адаптации данной категории учащихся: повышению уровня самооценки, самопринятия, эмоционального комфорта, самоконтроля и т.п.
Следующим этапом нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей социально-психологической адаптации детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в интернатных учреждениях различного типа, и сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунских семьях.
Таблица 2 – Различия между уровнем социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунской семье (курсивом выделены значимые различия)
Показатели
социальной адаптации |
Сироты, выпускники интернатных учреждений
(сумма рангов) |
Сироты, которые воспитывались в опекунской семье (сумма рангов) | Уровень значимости |
Адаптация | 28,0 | 92,0 | 0,018423 |
Дезадаптация | 70,5 | 49,5 | 0,008010 |
Принятие себя | 21,5 | 98,5 | 0,001790 |
Непринятие себя | 73,0 | 47,0 | 0,003216 |
Принятие других | 51,0 | 69,0 | 0,723674 |
Непринятие других | 75,0 | 45,0 | 0,001463 |
Эмоциональный комфорт | 51,0 | 69,0 | 0,723674 |
Эмоциональный дискомфорт | 71,0 | 49,0 | 0,006717 |
Внутренний контроль | 51,0 | 69,0 | 0,723674 |
Внешний контроль | 73,0 | 47,0 | 0,003216 |
Доминирование | 54,5 | 65,5 | 0,443658 |
Ведомость | 40,5 | 79,50 | 0,376760 |
Уход от проблем | 73,0 | 47,0 | 0,003216 |
Как видно из анализа данных, представленных в таблице 2, уровень социальной адаптации детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в учреждениях интернатного типа, гораздо ниже, чем у их сверстников, которые воспитывались в опекунских семьях. Кроме того, у детей-сирот, которые воспитывались в интернатных учреждениях, значительно выше уровень непринятия себя, более высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт» и «внешний контроль». Выпускники интернатных учреждений также более склонны к уходу от решения проблем, чем дети, которые воспитывались в опекунских семьях.
Таким образом, нами обнаружены различия между сиротами-выпускниками интернатных учреждений, детьми-сиротами, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунских семьях, и учащимися, которые воспитываются родителями, по всем интегральным показателям социально-психологической адаптации, кроме показателя «Стремление к доминированию ― ведомость». Следовательно, можно сделать вывод о том, что на формирование данного показателя социальной адаптации в меньшей степени оказывает влияние тип воспитания (семейное, опекунами либо воспитание в учреждении интернатного типа), чем на другие интегральные показатели адаптации.
В целом анализ полученных нами результатов позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация бывших воспитанников детских домов значительно ниже, чем у их сверстников, которые воспитывались в опекунских семьях, впрочем, следует отметить, что как у первой, так и у второй категории детей уровень социальной адаптации достаточно низкий: среднее значение по шкале «Адаптация» в группе детей-сирот 72,3, что соответствует «зоне неопределенности» в интерпретации данных опросника.
Таким образом, проживание и воспитание в интернатных учреждениях препятствует развитию у детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста жили в закрытых детских учреждениях, росли в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, напротив, следует ожидать у бывших воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение, принимать других людей с их проблемами и недостатками. Как показало проведенное нами исследование, на практике все выглядит существенно иначе. У воспитанников интернатных учреждений жесткий режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей (внешний контроль) – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение [1; 3]. Ребенок, воспитывающийся в семье, напротив, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива[2, с. 114].
Следует, вместе с тем, учитывать тот факт, что вышеперечисленные результаты были получены нами на немногочисленной выборке. Таким образом, рассмотренная в данной работе проблема требует более детального изучения. В первую очередь, необходимо определение факторов, способствующих оптимизации процесса социальной адаптации детей-сирот в условиях учреждения профессионально-технического образования, а также более доскональное изучение механизма социальной адаптации детей-сирот в целом.
Список использованных источников
- Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.Н. Каменская. ― Ростов-на-Дону, 2006. ― 385 л.
- Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. ― М.: Наука, 1997. ― 567 с.
- Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.Е. Татаринцева. ― Ростов-на-Дону, 2011. ― 50 л.