Валюлик Т.Ю. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема социализации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе в последние годы приобрела особую актуальность. Не случайно именно решение данной проблемы избрано одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства в настоящее время.
Изучению социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящали свои работы такие исследователи, как И.А. Бобылева, С.А. Беличева, И.Б. Назарова, В.М. Москвина и др., однако, в данной сфере по-прежнему остается множество неизученных вопросов. Прежде всего, это обусловлено тем, что акцент в работах, как правило, делается на проблеме личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детских домов и учреждений закрытого типа, в то время как изучение особенностей социальной адаптации детей-сирот в постинтернатный период, и в частности в условиях учреждения профессионально-технического образования как важнейшего подготовительного этапа к интеграции в общество, остается без должного внимания.
Учитывая данные обстоятельства, мы поставили перед собой цель выявить особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения профессионально-технического образования. Для достижения данной цели нами было опрошено 30 учащихся учреждения образования «Гродненский государственный химико-технологический профессиональный лицей»: из них 15 учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (экспериментальная группа) и 15 учащихся, воспитывающихся родителями (контрольная группа). В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют низкий уровень социальной адаптации в условиях учреждения профессионально-технического образования.
Изучение особенностей социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось нами с помощью методики «Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».
Для выявления различий в уровне социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  уровне социальной адаптации учащихся, воспитывающихся родителями, мы использовали  математико-статистический критерий U- Манна-Уитни, позволяющий выявить различия между двумя независимыми группами. Результаты подсчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1― Различия между уровнем социальной адаптации учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  уровнем социальной адаптации учащихся, воспитывающихся родителями (курсивом выделены значимые различия)
Показатели социальной адаптации Учащиеся из категории детей-сирот (сумма рангов) Учащиеся, воспитывающиеся родителями (сумма рангов) Уровень значимости
Адаптация 120,0 345,0 0,000003
Дезадаптация 336,0 129,0 0,000017
Принятие себя 128,0 337,0 0,000014
Непринятие себя 344,5 120,5 0,000003
Принятие других 254,5 210,5 0,359997
Непринятие других 344,5 120,5 0,000003
Эмоциональный  комфорт 228,5 236,5 0,867390
Эмоциональный дискомфорт 344,0 121,0 0,000003
Внутренний контроль 243,0 222,0 0,662339
Внешний контроль 345,0 120,0 0,000003
Доминирование 210,5 254,5 0,358864
Ведомость 233,5 231,5 0,966782
Уход от проблем 336,0 129,0 0,000017
Как показал анализ полученных нами данных, уровень социальной адаптации учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гораздо ниже, чем у их сверстников, которые воспитываются в родительских семьях.  Кроме того, у детей-сирот значительно выше уровень непринятия себя – степень расхождения между «Я – идеальным» и «Я – реальным», непринятия других людей, более высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт» и «внешний контроль». Дети-сироты также более склонны к уходу от решения проблем, чем дети, которые воспитываются в семье. Полученные нами результаты еще раз подтверждают особую «проблемность» данной категории детей, а также демонстрируют необходимость оказания им дополнительной психолого-педагогической, социально-психологической и др. видов помощи, в частности являются индикатором необходимости проведения дополнительной работы по оптимизации процесса социальной адаптации данной категории учащихся: повышению уровня самооценки, самопринятия, эмоционального комфорта, самоконтроля и т.п.
Следующим этапом нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей социально-психологической адаптации детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в интернатных учреждениях различного типа,  и сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунских семьях.
Таблица 2 – Различия между уровнем социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунской семье (курсивом выделены значимые различия)
Показатели

социальной

адаптации

Сироты, выпускники интернатных учреждений

(сумма рангов)

Сироты, которые воспитывались в опекунской семье (сумма рангов) Уровень значимости
Адаптация 28,0 92,0 0,018423
Дезадаптация 70,5 49,5 0,008010
Принятие себя 21,5 98,5 0,001790
Непринятие себя 73,0 47,0 0,003216
Принятие других 51,0 69,0 0,723674
Непринятие других 75,0 45,0 0,001463
Эмоциональный комфорт 51,0 69,0 0,723674
Эмоциональный дискомфорт 71,0 49,0 0,006717
Внутренний контроль 51,0 69,0 0,723674
Внешний контроль 73,0 47,0 0,003216
Доминирование 54,5 65,5 0,443658
Ведомость 40,5 79,50 0,376760
Уход от проблем 73,0 47,0 0,003216
Как видно из анализа данных, представленных в таблице 2, уровень социальной адаптации детей-сирот, которые до поступления в лицей воспитывались в учреждениях интернатного типа, гораздо ниже, чем у их сверстников, которые воспитывались в опекунских семьях. Кроме того, у детей-сирот, которые воспитывались в интернатных учреждениях, значительно выше уровень непринятия себя, более высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт» и «внешний контроль». Выпускники интернатных учреждений также более склонны к уходу от решения проблем, чем дети, которые воспитывались в опекунских семьях.
Таким образом, нами обнаружены различия между сиротами-выпускниками интернатных учреждений, детьми-сиротами, которые до поступления в лицей воспитывались в опекунских семьях, и учащимися, которые воспитываются родителями, по всем интегральным показателям социально-психологической адаптации, кроме показателя «Стремление к доминированию ― ведомость». Следовательно, можно сделать вывод о том, что на формирование данного показателя социальной адаптации в меньшей степени оказывает влияние тип воспитания (семейное, опекунами либо воспитание в учреждении интернатного типа), чем на другие интегральные показатели адаптации.
В целом анализ полученных нами результатов позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация бывших воспитанников детских домов значительно ниже, чем у их сверстников, которые воспитывались  в опекунских семьях, впрочем, следует отметить, что как у первой, так и у второй категории детей уровень социальной адаптации достаточно низкий: среднее значение по шкале «Адаптация» в группе детей-сирот 72,3, что соответствует «зоне неопределенности» в интерпретации данных опросника.
Таким образом, проживание и воспитание в интернатных учреждениях препятствует развитию у детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста жили в закрытых детских учреждениях, росли в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, напротив, следует ожидать у бывших воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение, принимать других людей с их проблемами и недостатками. Как показало проведенное нами исследование, на практике все выглядит существенно иначе. У воспитанников интернатных учреждений жесткий режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей (внешний контроль) – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение [1; 3]. Ребенок, воспитывающийся в семье, напротив, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива[2, с. 114].
Следует, вместе с тем, учитывать тот факт, что вышеперечисленные результаты были получены нами на немногочисленной выборке. Таким образом, рассмотренная в данной работе проблема требует более детального изучения. В первую очередь, необходимо определение факторов, способствующих оптимизации процесса социальной адаптации детей-сирот в условиях учреждения профессионально-технического образования, а также более доскональное изучение механизма социальной адаптации детей-сирот в целом.

Список использованных источников
  1. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.Н. Каменская. ― Ростов-на-Дону, 2006. ― 385 л.
  2. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. ― М.: Наука, 1997. ― 567 с.
  3. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра  пед. наук:   13.00.01 / Н.Е. Татаринцева. ― Ростов-на-Дону, 2011. ― 50 л.
Запись опубликована в рубрике Социальная работа в РБ и за рубежом. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий