Лапковский Н.Д. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТАХ

Носителем существенных признаков оформительского стиля того или иного издания выступает его заголовочный комплекс – «определённая совокупность литературных и графических средств и приёмов, дающая читателю предварительные сведения о содержании номера и отдельных публикаций» [1, с.31].
Газетный номер состоит из множества относительно самостоятельных публикаций, очень разных по назначению, объему, тематике, жанрам, авторству, адресованности и другим информационным характеристикам. Не подчеркнуть их своеобразия нельзя, а значит, и нельзя обойтись только заголовками и подзаголовками, т. е. названиями материалов и их частей. Нужна и смысловая и графическая дифференциация заголовочных средств в рамках полосы, номера.
В современной лингвистике к элементам заголовочного комплекса, как правило, относят заголовок, подзаголовок, рубрики, шапки, эпиграфы, лид, анонсы.
Заголовок является важным структурным элементом текста. В лингвистической литературе синтаксическая природа заголовка классифицируется неоднозначно. Такие исследователи как А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов считают, что заголовок – это слово или словосочетание, по мнению А.М. Пешковского, заголовок – это номинативное предложение, И.М. Безруков, В.М. Ронгинский говорят, что любой заголовок – это предложение. В.С. Бахарев, А.С. Попов, Б.И. Фоминых разделяют заголовки на предложения и непредложения [2].
Заголовок текста можно определить как его субъект, обобщенно выражающий содержание и прагматическую установку текста, эксплицитно называющий его предмет, имплицитно содержащий вопрос, ответом на который является текстовый предикат, обеспечивающий ограниченность и завершенность текста [3].
Заголовок представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, вытекающий из ее содержания.
Собственно заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например: «От нашего собственного корреспондента»). Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста [4].
Рубрика указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика); может использоваться для уточнения жанра публикации.
Шапка – это название смысловой части издания, она помещается в верхней части полосы [1].
Лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения, целью которого является «завладеть интересом читателя и задать тон публикации, которой он предшествует» [5].

Например:

Шапка: КОНТЕКСТ
Рубрика: ПАРЛАМЕНТ
Заголовок: Служить бы рад…
Лид: Депутаты Палаты представителей ушли на каникулы. Но в день закрытия осенней сессии они успели рассмотреть и одобрить в первом чтении поправки в Закон «О воинской обязанности и воинской службе»
[«Советская Белоруссия» №243].
Объектом исследования в данной статье стали заголовки республиканской газеты «Советская Белоруссия» (№ № 22, 23, 24, 26, 236, 238, 243) и региональной газеты «Вечерний Гродно» (№ № 29, 30, 31, 32, 35, 37). На страницах данных газет нами было выявлено 260 заголовков (185 –«Советская Белоруссия» и 75 – «Вечерний Гродно»).
Проведённый анализ показал, что по цели высказывания в заголовках чаще всего встречаются повествовательные предложения. Из проанализированных 185 единиц в газете «Советская Белоруссия» их зафиксировано 165: «Люди тонут за металл», «Сердечная тайна», «Утром – деньги, вечером – двери» [«СБ», №22]; в газете «Вечерний Гродно» – 69: «Тайны старого дома», «Баба Люда разменяла сотню» [«Вечерний Гродно», № 30].
В данных изданиях печатаются материалы культурно-просветительского содержания, спортивные новости, для номинации которых используются побудительные и вопросительные конструкции:
  • побудительные – используются тогда, когда ожидаемой реакцией на высказывание является действие («Осторожно!»; «Не пей из колодца» [«СБ», №23]);
  • вопросительные конструкции используются для выражения сомнительности факта или даже отрицания («Деньги как политическая целесообразность?», [«Вечерний Гродно», №30]), создания эффекта диалога с аудиторией, подчеркивания важности читательского мнения («За кого вы будете болеть на Олимпиаде?», [«СБ», №26] постановки проблемы в виде вопроса («Такие мультики нам не нужны?» [«Вечерний Гродно», №28]). Вопросительные конструкции могут использоваться для создания эффекта неожиданности и сенсационности новости (заголовок «Смена вех?..» [«СБ»№28]); конструкции типа «Где хозяин?» используются с целью привлечения внимания читательской аудитории к материалу статьи: они не дают возможности прочитать новость «по заголовку». В вопросительных предложениях содержится побуждение к получению информации.
Среди заголовков чаще встречаются общевопросительные предложения, которые направлены на получение информации о ситуации в целом. Однако, попадая в заголовок, такие предложения приобретают новый смысл и выполняют другие функции. Например, в заголовке «Деньги как политическая целесообразность?» журналист не требует простого ответа «да» или «нет», а поднимает проблему на обсуждение. С такой целью употребляются несобственно-вопросительные предложения, выражающие разнообразные модально-экспрессивные значения (догадка, предположение, неуверенность, которые разъясняются текстом статьи): «Смена вех?..» ([«CБ», №26]). В проанализированных контекстах среди заголовков встретилось 13 побудительных в «Советской Белорусси», 7 – в «Вечернем Гродно»; вопросительных соответственно – 4 и 2. Преобладание повествовательных конструкций объясняется прежде всего информативной функцией заголовка.
По эмоциональной окраске в анализируемых источниках чаще встречаются нейтральные предложения. В проанализированных контекстах среди заголовков невосклицательных предложений – 164 в «Советской Белоруссии», 74 – в «Вечернем Гродно», соответственно восклицательных – 21 и 1. Восклицательные предложения используются для выражения экспрессии, оценки сообщаемого факта («За труд и справедливость!» [«Вечерний Гродно», №26], «Прощай, оружие!» [«СБ», №29]), подчеркивания важности сообщаемой новости или акцентирования серьезности проблемы, выражения экспрессии: «Пой, душа!», «На линейку становись!» [«СБ», № 22], «Бог троицу любит!», «Кто не падал — тот не поднимался!»[«СБ», № 22].
Среди заголовков редко встречаются сложные предложения: в «Советской Белоруссии» встретилось из 7 сложных предложений 2 сложноподчиненных, 4 бессоюзных, 1 комбинированное; в «Вечернем Гродно» – 1 бессоюзное предложение. Заголовок должен быть кратким, поэтому употребление сложных конструкций не актуально в современной прессе.
По наличию главных членов предложения в большей степени используются односоставные предложения: в «Советской Белоруссии» – 145 из 178 простых, в «Вечернем Гродно» – 40 из 74. Среди односоставных предложений более частотно употребление назывных конструкций, т.к. целью заглавий является номинация («СБ» –102, «Вечерний Гродно» –21).
Часто употребляются в заголовках неопределенно-личные («Наследили» «СБ», №30) и определенно-личные конструкции («Начинаем и выигрываем», «СБ», №34).
В зависимости от наличия структурно необходимых членов среди заголовков реже встречаются неполные предложения. Это объясняется тем, что заголовки имеют своей целью привлечь внимание к какому-либо факту или событию, они должны быть емкими и понятными, наличие двух главных членов позволяет яснее представить факт, о котором говорится в статье, избежать абстрактности в суждении.
Необходимо отметить, что в анализируемых источниках встречается необычное употребление как простых, так и сложных предложений в заголовках и подзаголовках: первая часть предложения представляет собой заголовок, а вторая подзаголовок или «плашку»: заголовок «На верность Родине», подзаголовок «присягнули новобранцы зимнего призыва» [«СБ», №29] – простое предложение; заголовок «Человек не должен сам себя калечить и убивать,», подзаголовок «считают врачи-травматологи, которые при помощи современных методик и технологий спасают самых безнадежных больных» [«СБ», №35]. В «Советской Белоруссии» встречаются примеры более тесного взаимодействия заголовка, «плашки» и рубрики – они составляют одно предложение: рубрика «Эпоха», заголовок «Бронзового солдата», «плашка» « и жертв Второй мировой войны» («СБ», № 27).

При проведении сравнительного анализа были выявлены следующие синтаксические особенности заголовков в республиканской и региональной газетах:

«Советская Белоруссия» «Вечерний Гродно»
Сложные предложения: 7 (3%) 1 (1.3%)
·        сложносочинённые 0 (0%) 0 (0%)
·        сложноподчинённые 2 (28.5%) 0 (0%)
·        бессоюзные 4 (57.1%) 1 (100%)
·        комбинированные 1 (14.3%) 0 (0%)
Простые: 178 (97%) 74 (98.7%)
·        распространённые 129 (72.5%) 53 (71.6%)
·        нераспространённые 49 (27.5%) 21(28.4%)
·        двусоставные 33 (18.5%) 34 (45.9%)
·        полные 161 (90.4%) 62 (83.8%)
·        неполные 3 (1.7%) 4 (5.4%)
·        эллиптические 14 (7.9%) 9 (12.2%)
·        односоставные: 145 (81.5%) 40 (54.1%)
а) определенно-личные 12 (8.3%) 2 (5%)
б) неопределенно-личные 1 (0.7%) 7 (17.5%)
в) обобщенно-личные 0 (0%) 3 (7.5%)
г) назывные 102 (70.3%) 21 (52.5%)
д) инфинитивные 7 (4.8%) 0 (0%)
е) безличные 4 (2.7%) 0 (0%)
·        повествовательные 165 (89.1%) 69 (92%)
·        побудительные 13 (7%) 4 (5.3%)
·        вопросительные 7 (3.7%) 2 (2.6%)
·        восклицательные 21 (11.3%) 1(1.33%)
·        невосклицательные 164 (88.6%) 74(98.66%)
·        осложненные: 12 (6.4%) 7 (9.33%)
а) однородными членами 10 (5.4%) 5 (6.66%)
б) обращением 2 (1.081%) 2 (2.66%)
Структуру предложения зачастую усложняют такие средства, как коннотации слов («Неману» – труба», [«Вечерний Гродно», № 30]) их противопоставление, наличие местоимений, отрицаний, модальных форм; употребляется конструкция с устраненным субъектом: «Вырежи, сохрани, проверь», «Не уверен – не покупай» [«СБ», №24].
Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены следующие синтаксические особенности элементов заголовочного комплекса. Для анализируемых изданий характерно употребление среди заголовков:
  • по цели высказывания в «Советской Белоруссии» среди исследованных единиц повествовательных предложений – 89,1 % , побудительных – 13 %, вопросительных – 3,7 %; в «Вечернем Гродно» повествовательных – 92 %, побудительных – 5 %, вопросительных – 2,65 %
  • по эмоциональной окраске в «Советской Белоруссии» восклицательных 11,3 %, невосклицательных – 88,6 %; в «Вечернем Гродно» восклицательных – 1,33 %, невосклицательных – 98,7 %;
  • по наличию главных членов в «Советской Белоруссии» встретилось односоставных из 178 простых предложений – 81,5 % (преобладание назывных – 70,3 % – и определенно-личных – 8,3 %), двусоставных – 18,5 %; в «Вечернем Гродно» односоставных – 54,1 % (преобладание назывных – 52,5 % – и неопределенно-личных – 17,5 %), двусоставных – 45,9 %;
  • по наличию структурно необходимых членов в «Советской Белоруссии» неполных– 1,7 %, полных – 90,4 %, эллиптических – 7,9 %; в «Вечернем Гродно» – неполных– 5,4 %, полных – 83,8 %, эллиптических – 12,2 %;
  • по количеству грамматических основ в «Советской Белоруссии» простых – 97 %, сложные – 3 %; в «Вечернем Гродно» – сложные – 1,3 %, простые – 98,7 %.
  • по наличию второстепенных членов в «Советской Белоруссии» распространенных – 72,5 %, нераспространенных – 27,5 %; в «Вечернем Гродно» распространенных – 71,6 %, нераспространенных – 28,4 %.
Список использованных источников
  1. Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебн. пособ. для студентов вузов / С.Б. Головко. – М., 2012. – 423 с.
  2. Самойло, В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Самойло [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.Utmn. ru/library_view_book. – Дата доступа: 01.05.2016.
  3. Негрышев, А.А. Прагматика новостного газетного заголовка: механизмы преобразования информации в системе заголовок – текст / А.А. Негрышев // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 2006. №1. – С. 97–108.
  4. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М Гуричев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/journ. – Дата доступа: 01.05.2016
  5. Мельник, Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста / А.Н. Тепляшин, Г.С. Мельник, – СПб. : Питер, 2004. – 342 с.
  6. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cjes.ru. – Дата доступа: 01.05.2016
Запись опубликована в рубрике Особенности современного языка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Лапковский Н.Д. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТАХ

  1. Maria Ivanuk говорит:

    Оригинальная тема. С заголовками газет мы сталкиваемся ежедневно, однако не задумываемся, какую смысловую нагрузку они несут. Понравилось то, что заголовки рассматриваются с синтаксической точки зрения.

Добавить комментарий