Яворовская Ю.А. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Статья посвящена исследованию понимания лексико-грамматических категорий детьми с тяжёлыми нарушениями речи. В статье выявлены особенности понимания лексико-грамматических категорий детьми с тяжёлыми нарушениями речи, определены уровни развития понимания лексико-грамматических категорий. Также выделяются и описываются характерные трудности, с которыми сталкиваются дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые проблемы.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большей степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, нарушения звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.  Выделяются три уровня общего недоразвития речи:
I уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено [1].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что многие исследователи придают формированию лексико-грамматического строя речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи большое значение. В частности, такие исследователи, как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова занимались  изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи [2, с. 62].
Так, профессор Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя, его грамматических конструкций на основе усвоения согласования существительных с прилагательными, числительными и глаголами [3].
Особое внимание заслуживает работа Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой по теме: «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы описывают логопедическую работу по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников на основе развития словаря ребенка. Там же представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений [4].
В исследовании понимания лексико-грамматических категорий детьми дошкольного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи  приняло участие 15 детей  5-6 лет. С целью изучения уровня понимания лексико-грамматических категорий  детьми данного возраста использовалась методика, разработанная Фотековой Т.А.
Работа была направлена на изучение понимания лексических и грамматических категорий   у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с поставленной целью было проведено обследование детей, выявлены особенности понимания лексико-грамматических категорий, рассмотрены индивидуальные особенности каждого ребенка. При анализе полученных результатов учитывались следующие критерии: понимание конкретных существительных, обобщающих слов, действий, понимание поручений по речевой инструкции,  форм ед. мн. ч. существительных, сущ. в уменьшительно-ласкательной форме, падежных конструкций.
Данная методика позволяет определить состояние понимания лексико-грамматических категорий детьми, а именно определить уровни.
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития лексико-грамматических категорий не был выявлен ни у одного ребенка с тяжёлыми нарушениями речи. Анализ результатов понимания речи (лексических понятий) показал наличие низкого уровня у 15 детей (100 %), а понимание речи (грамматических категорий) средний уровень у 2 детей (13,33 %), а у 13 детей низкий (86,67 %). Характерным является недостаточно сформированное понимание лексических и грамматических категорий, недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания. Отличительной особенностью является значительное смущение, страх перед собеседником, напряженность, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания. У детей наблюдаются специфические особенности развития словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением. Характерным является бедность глагольной лексики (отсутствовали многие глаголы, обозначающие способы передвижения, возникают трудности при показе слов  к глаголам). У большинства детей  оказались несформированными в большей степени синонимические ряды, имеется большое количество лексических трудностей при выполнении заданий на подбор синонимов. Недостаточно сформирован у детей с тяжёлыми нарушениями речи атрибутивный словарь. Дети в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета этих особенностей в процессе коррекции.
Практическая значимость работы заключается в разработке научно обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств, способствующих формированию импрессивной речи, что в конечном счете позволит эффективно решать проблему понимания лексико-грамматических категорий детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Список использованных источников:
  1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др ; под ред. Л. С. Волковой. — М: Просвещение, 1989. -528с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 317с.
  3. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей / Н.И. Соколенко. – 3-е изд. — Москва, 1982.
  4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева — Спб.: Изд. Союз, 2001.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Яворовская Ю.А. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

  1. Maria Ivanuk говорит:

    Очень интересная тема. Заинтересовалась ею, так как в будущем хочу связать свою работу с логопедией. Понравилось то, насколько точно и доступно приводятся данные, подчёркиваются причины и особенности данной проблемы. Думаю, материал будет полезным помощником в работе с детьми, у которых имеются нарушения речи.

Добавить комментарий