Шумель О.К. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)

Одним из важных периодов в жизни ребёнка является дошкольный возраст. Это обусловлено необходимостью подготовки к предстоящему обучению в школе. В качестве одного из умений, которым овладевает ребёнок в старшем дошкольном возрасте, выступает умение ориентироваться во времени. Оно выражается в умении определять, измерять время, правильно обозначая временной промежуток в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) временные представления находятся на низком уровне. Это, в первую очередь, связано с особенностями развития данной категории детей: все познавательные процессы характеризуются недостаточной сформированностью, страдает ориентировка в окружающем мире. На низкий уровень временных представлений оказывает влияние также и специфичность самих представлений о времени: невозможность восприятия времени органами чувств, обилие временной терминологии (потом, раньше, сейчас, после, до, медленно, скоро) и относительность её употребления (то, что происходит сегодня, завтра перейдет в категорию «вчера»).
Особенности формирования временных представлений и понятий у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) были освещены в работах С.Г. Шевченко [1], Н.Ю. Боряковой [2], И.А. Морозовой [3], Т.А. Шорыгиной [4] и др. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) смешивают понятия время года и месяц, не умеют достаточно полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времён года дети данной категории определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию [5, с. 55].
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) необходимо проводить изучение уровня сформированности временных представлений и тех затруднений, которые испытывают дети при выполнении соответствующих заданий.
Цель данной статьи – охарактеризовать методику изучения уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Для изучения временных представлений у детей данной категории в старшем дошкольном возрасте нами была подготовлена серия диагностических заданий, направленных на изучение сформированности временных представлений. Для разработки диагностических заданий были использованы материалы Т.Д. Рихтерман [6].
Первое диагностическое задание направлено на изучение сформированности у детей представлений о частях сутках. Ребёнку предлагаются две серии картинок с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь), на одной из которых изображена природа, а на другой – действия людей. Данные картинки необходимо разложить в правильной последовательности, начиная с ночи. Затем с опорой на разложенную последовательность предлагается назвать соседей утра; ответить, что бывает перед днем, а что – после него. Далее ребёнка просят закончить предложение, используя названия частей суток: «Мы завтракаем…, а обедаем…». «Мы ложимся спать…, и все уже спим…».
Второе диагностическое задание направлено на изучение сформированности понимания и использования в собственной речи понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Ребёнку предлагается закончить предложение нужным словом: «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы с тобой разговариваем…». «На следующий день дети посетят зоопарк. Это будет…». «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было…». «Через полчаса мы пойдём гулять на улицу. Это…». «На следующий день мы пойдем в кино. Это будет…». «Мы приехали из деревни в город день назад. Это было…». После этого зачитываются предложения и предлагается исправить в них ошибки: «Завтра дети нарисовали дерево». «Вчера мы пойдем гулять». «Вчера дети слушают музыку».
Третье диагностическое задание направлено на изучение сформированности представлений о временах года. Ребёнка просят перечислить все времена года. После этого перед ним раскладывают четыре картинки с изображением времён года: зимы, весны, лета, осени и предлагают сначала показать названное время года, а затем разложить картинки в нужной последовательности, начиная с лета. При этом ребёнку необходимо назвать времена года в соответствии с разложенной последовательностью. Затем предлагают ответить на следующие вопросы: «Что следует за осенью?», «Что бывает перед летом?», «Какое время года находится между летом и зимой?», «Что бывает после весны?», «Какое время года бывает до зимы?». Сначала при ответе на эти вопросы экспериментатор закрывает разложенную последовательность времён года. Если ребенок испытывает затруднения, то он может опираться на зрительное восприятие разложенного ряда картинок.
Четвертое диагностическое задание направлено на изучение сформированности представлений о месяцах. Ребёнку предлагается ответить на вопросы: «Сколько всего месяцев в году?», «Сколько всего месяцев в каждом времени года?». Затем его просят перечислить зимние (летние, осенние, весенние) месяцы; назвать месяц, с которого начинается весна (лето, осень, зима); назвать месяц, которым заканчивается лето (лето, осень, зима). После этого ребёнку необходимо ответить на вопрос: «Что бывает до и после сентября (января)?», «Какой праздник мы отмечается в январе (феврале, марте)?».
Пятое диагностическое задание направлено на изучение сформированности представлений о днях недели. Ребёнку предлагается перечислить дни недели по порядку; назвать дни недели по порядку, начиная со среды; назвать день недели, расположенный до и после среды; день недели, расположенный между средой и пятницей. После этого ребёнку следует ответить на ряд вопросов: «Какой сегодня день недели?». «Какой день недели был вчера?». «Какой день недели будет завтра?». Затем задают вопросы о том, какие дни недели являются выходными днями, а какие – рабочими, и просят ребёнка объяснить, почему они так называются. Предлагают круги синего и красного цвета и просят выложить в ряд столько кругов, сколько дней недели. При этом необходимо рабочие дни обозначить синими кругами, а выходные – красными.
При обработке результатов оценивается сформированность следующих умений:
  • умение называть части суток и определять их последовательность;
  • умение использовать названия частей суток в активной речи;
  • умение определять день по отношению к событиям (вчера, сегодня, завтра);
  • умение называть времена года и определять их последовательность;
  • умение определять времена года по сюжетной картинке;
  • умение называть месяцы каждого времени года и определять их последовательность;
  • умение соотносить месяц с конкретным праздником;
  • умение называть дни недели по порядку;
  • умение использовать функцию замещения при анализе временных представлений.
Оценка сформированности умений осуществляется с учетом следующих критериев:
  • правильность выполнения диагностического задания;
  • самостоятельность выполнения диагностического задания.
Правильность выполнения диагностических заданий оценивается по таким показателям, как неправильное выполнение задания (неадекватные способы действия), выполнение задания с ошибками, полностью правильное выполнение задания.
Самостоятельность выполнения диагностических заданий оценивается по следующим показателям: использование помощи в виде показа, использование активизирующей помощи, самостоятельное выполнение задания.
Применение данной методики позволит в полной мере изучить и выявить особенности временных представлений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в старшем дошкольном возрасте и осуществить на данной основе планирование коррекционно-развивающей работы.

Список использованных источников
  1. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 80с.
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения / Н.Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс. – 2003. – 56 с.
  3. Морозова, И.А. Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР / И.А. Морозова. – М. : Мозаика-Синтез. – 2006. – 155 с.
  4. Шорыгина, Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб. – 2004. – 96 с.
  5. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 112 с.
  6. Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т.Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 45 с.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий