Троско О.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, и принадлежат к числу эффективных средств обучения, которые все чаще применяются в коррекционной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.
По мнению многих исследователей, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи являются неполноценность языкового развития детей, недостаточная сформированность метаязыковых навыков, связанных с осознанием единиц речи, нарушенные процессы анализа и синтеза. Однако, как показывают исследования, при дизонтогенезе в той или иной мере страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации и т.д.) [2]. Исходя из этого, можно предположить, что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы средства, направленные на развитие не только вербальных, но и невербальных сфер. Современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного процесса, а дополнительный набор возможностей для коррегирования речевого развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности [1].
Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми, имеющими особенности в речевом развитии, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур.
В настоящее время под общим недоразвитием речи следует понимать форму речевого нарушения, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй [4].
Если подробнее рассмотреть третий уровень речевого развития, то он характеризуется развернутой речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На фоне сравнительно развернутой обиходной речи наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, появляющаяся, например, в ошибках согласования и управления. Отмечаются также недостатки произношения отдельных звуков или групп звуков, слоговой структуры слова, особенно при воспроизведении слов со стечением согласных или многосложных слов. Обнаруживаются затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом слов. Исходя из этого, у детей наблюдаются специфические затруднения в письме и чтении. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи, так как отсутствует правильная грамматическая связь. Сложные предложения в речи детей отсутствуют [3].
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-дефектологи общеобразовательных школ активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-дефектолога на уроке.
Использование различных образовательных средств информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении позволяет решить следующие задачи:
  1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
  2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач, т.е. применение полученных знаний на практике.
  3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
  4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  5. Восстановление знаний, умений и навыков.
  6. Контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений обучающихся [5].
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств информационных компьютерных технологий при организации коррекционно-развивающего обучения:
  1. Мотивационный аспект. Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении может усилить мотивацию учащихся с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям.
  2. 2. Содержательный аспект. Возможности информационных компьютерных технологий могут быть использованы:
  • при построении содержания индивидуальных курсов коррекции речевых нарушений для детей, имеющих осложненную патологию речи,
  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков для учащихся, имеющих сложности в усвоении материала, и т.д.
  1. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения коррекционно-развивающего обучения.
  2. Организационный аспект. Информационные компьютерные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
  • при фронтальной, подгрупповой, а так же индивидуальной формах работы;
  1. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в информационных компьютерных технологий являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый [5].
Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к занятиям. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами Macromedia Flash, PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать целый урок с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемые программы при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике.
К сожалению, кроме явных положительных сторон использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с особенностями речевого развития, существуют некоторые сложности, связанные с этапами внедрения и применения информационных компьютерных технологий. В коррекционно-развивающей деятельности применение компьютера может осуществляться в трех разных формах:
  • тренажер;
  • репетитор, выполняющий определенные функции за учителя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек;
  • устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.
Другая опасность: сужение социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Поэтому, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи имеет как ряд бесспорных преимуществ, так и недостатки, которые следует учитывать при организации работы с данной категорией детей.
Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, поскольку использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Эксперимент проводился на базе ГУО «Гимназия №1 г.п. Кореличи» Гродненской области.
В эксперименте участвовали 10 детей 1 и 2 класса, зачисленных в логопедический пункт.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
  1. Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
  2. Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Для решения первой задачи были проанализированы данные диагностики учителя-дефектолога. По данным логопедической диагностики дети первого класса имели заключение – общее недоразвитие речи третьего уровня.
Анализ особенностей речевого развития показал, что все дети имеют сложности в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.
Так, все дети 1 класса имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов, нарушения произношения одной и более групп звуков, анализ звукового состава слова не сформирован – 100 %, синтез – не сформирован у 40 % детей, сформирован недостаточно у 60 % детей. Дети 2 класса имеют нарушение звукопроизношения – 20%; недостаточность развития функции языкового анализа 100%, вследствие этого допускают дисграфические ошибки на письме.
Все дети имеют низкий уровень сформированности лексических средств (100%). Так, никто из детей не смог выполнить задания на обобщение, классификацию, без помощи педагога, бедность словарного запаса характеризуется преобладанием номинативного словаря в рамках обиходно-бытовой тематики, резко снижены объемы атрибутивного и предикативного словарей.
Анализ состояния сформированности грамматических средств выявил следующее: у всех детей (100%) зафиксирован низкий уровень развития данных процессов. Дети не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.
Таким образом, нами выявлено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи имеют сложности в развитии вербальных и невербальных функций, исходя из этого, представляется важным разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей. Система использования информационных компьютерных технологий должна строиться поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи.
Первый этап – мотивационный. Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационных компьютерных технологий.
Второй этап – содержательно-формирующий. Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей.
Третий этап – саморазвивающий. Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями, закрепления полученных навыков контроля за письменной речью в процессе новой деятельности.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно-развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.
Таким образом, разработка проблем по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи не должна ограничиваться рамками нашего исследования. Дальнейшие разработки требуют решения таких вопросов, как создание мультимедийных ресурсов для коррекции письменной речи младших школьников и особенности внедрения информационных компьютерных технологий в условиях общеобразовательного учреждения.

Список использованных источников
  1. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  2. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.
  3. Гадасина, Л.Я. Дидактические игры в работе логопеда / Л.Я. Гадасина // Дошкольная педагогика. – 2001. – № 1. – С. 43-48.
  4. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов // А.М. Горчакова // Логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 28-30
  5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2000. – 320 с.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий