Романова Е.В. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ

Необходимость обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью составлению рассказа по картинкам вызвана имеющимися нарушениями последовательности и связности рассказа, смысловыми пропусками существенных элементов, фрагментарностью изложения, нарушением пространственно-временных и причинно следственных связей, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла при составлении своего рассказа. Все эти специфические особенности сочетаются с отсутствием инициативности к речевому высказыванию. [1, с. 112].
Учить  ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Иными словами, совершенствуются все стороны речи ребенка – фонетическая,  лексическая, грамматическая. [2, с. 86].
Хорошим подспорьем для самостоятельного построения рассказа дошкольником выступают картинки. Так, используются предметные  и сюжетные изображения, фотографии, иллюстрации, репродукции, рисунки. При умелом использовании они позволяют стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.  Виды работы по картинкам многочисленны. Каждую можно использовать в разнообразных видах занятий. Однако, необходимо позаботиться о том, чтобы картинки, предъявляемые ребенку, отвечали ряду требований: интересное и понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему; реалистичность изображения; доступность  изображения для восприятия. В процессе обучения рассказыванию на материале картинок важно использовать разнообразные методические приемы, касающиеся узловых моментов изображенного сюжета, прием совместных речевых действий, коллективный рассказ, речевой образец. [4, с. 168].
На начальном этапе обучения составлению связного рассказа по картинке  ребенку необходимо овладеть умением составлять описательные рассказы по предметным, а затем по сюжетным картинам. После того как ребенок сможет составить такой рассказ самостоятельно, необходимо предложить составить повествовательный рассказ по сюжетной картине- второй этап обучения. Третий этап предполагает составление работу с серией сюжетных картин. На четвертом этапе для описательного рассказа используются пейзажи и натюрморты. И заключительным, и самым сложным видом занятий, является творческое рассказывание по сюжетной картине. [3, с. 215].
Педагоги с самого начала должны учить детей работать с картиной, анализировать ее по алгоритму.

1. Определение состава картины:

а) Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Для этого надо навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется прием «Кто самый внимательный» и др. Игры направлены на активизацию внимания детей. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного).
б) Моделирование объектов. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
в) Группировка по заданному признаку. При наличии однородных объектов на картине. Группировка может проводится по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.
г) Обобщение перечисленных объектов. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.
д) Рефлексия.
Для того чтобы проводимая работа была максимально результативной педагог должен предварительно провести словарную работу, соблюдать темп работы, учитывая особенности внимания детей, эмоционально реагировать на ответы детей, обозначить понятия «земля-небо», «пол-потолок».
Окончательным итогом  считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила — «когда смотришь на картинку, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

  1. Установление взаимосвязей между объектами на картине
а) Выделение двух объектов на картине.
б) Обоснование связей между ними.
в) Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
г) Рефлексия.
Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. Для этого предлагается выделить два объекта, которые можно соединить по какой-либо причине. Взаимодействия между ними могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат — сестра, мама — дети…) и др. Задания, позволяющие установить взаимосвязь между объектами на картине: «Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. (Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы — кошки и любят вместе играть). «Ищу недругов» — найти объекты, которые между собой «не дружат». (Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть).
На этом этапе педагог ведет детей к кратким рассуждениям в следующем порядке: что с чем связано, почему, подтверждение.

  1. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств
а) «Вхождение в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания: «Пришел волшебник «Я слушаю»», «Назови объекты, которые могут издавать звук», «Я ощущаю лицом и руками».
б) Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине. Предварительно уточнить знания детей о возможных ощущениях вызываемого каждым анализатором.
в) Речевая зарисовка ощущений. Начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…»
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное — несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д. [5, с. 352].
На этом этапе педагог должен добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине, побуждать детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс, активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
На занятиях по рассматриванию плоскостной наглядности надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

Список использованной литературы:
  1. Апухтин, В.Б. О смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текстов на иностранном языке) // Лингвистические проблемы общения и обучения языку. — М., 1976. – 112 с.
  2. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. — М., 1968.- 86 с.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига,  2006.- 215 с.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  5. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М., 2001.- 352 с.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий