На современном этапе развития общества одной из целей воспитания становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущих гендерных представлений, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, гендерные, детско-родительские, супружеские отношения, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой субкультуры и становятся невостребованными образованием, обществом и личностью. Гендерные модели сознания и поведения в современном обществе, отражающие стереотипы мужественности и женственности, характеризуются размытостью ценностных качеств, что осложняет выбор стратегий поведения детьми, актуализирует проблему возрождения ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами в научных исследованиях и в житейском опыте человека.
Актуальность исследования обусловлена значимостью гендерных представлений в личностном становлении и развитии человека (развитие ориентаций, отношений, поведения). Известно, что первые 5-6 лет жизни — это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена гендерная дифференциация.
На наш взгляд, при рассмотрении проблемы гендерного воспитания недостаточное внимание уделялось динамическим характеристикам гендерных представлений, ценностному принятию своей гендерной роли, толерантному и позитивно окрашенному отношению к носителям противоположной роли. Кроме того, не в полной мере исследована специфика дошкольного детства как пространства и времени становления гендерных представлений.
В соответствии с обозначенными проблемами, целью исследования выступает теоретическое и эмпирическое обоснование необходимости формирования гендерных представлений у дошкольников.
Гендерное представление формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которого выступает гендерная идентификация [1, с. 5]. Гендерная идентификация представляет собой сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов гендерного поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика [1, с. 6]. Гендерная идентичность как динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия, предполагает:
– осознание и принятие своего тела как тела человека определенного
пола;
– отождествление себя с определенным гендером;
– представления о гендерных ролях, закрепленных в обществе;
– наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и
женщин [3];
Процесс формирования гендерных представлений наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка.
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием гендерной дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная гендерная сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию гендерных различий. В среднем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец – дошкольник – школьник – юноша – мужчина – старик. В этом возрасте ребенок точно знает, кто он и может назвать отличительные признаки пола. Развитие ребёнка с первых дней жизни – это развитие конкретного мальчика или девочки. Формирование позитивных гендерных представлений у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологические и психологические особенности детей разного пола [2, с. 8-12].
Зная психологические особенности гендерных представлений мальчиков и девочек, педагог может выработать некоторые подходы и приемы по воспитанию детей, не нарушая, а лишь сопровождая, поддерживая и способствуя процессу формирования гендерных представлений ребенка.
Однако теоретического анализа явно недостаточно для представления реальной картины без анализа актуального уровня развития гендерных представлений у детей старшего возраста.
В нашем исследовании целесообразно использовать беседу как метод диагностики гендерных представлений. Беседа, разработанная А.М. Щетининой, О.И. Ивановой направлена на уточнение знаний детей о своей гендерной принадлежности, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих гендерных ролях. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Респондентами выступили дети среднего дошкольного возраста (5 лет, n=16) дошкольного учреждения образования УДО «ДЦРР № 89 г. Гродно».
Анализ полученных данных позволил установить, что представления детей этой группы о себе как о представителе определенного пола находятся на среднем уровне, так как они не все знают о необратимости пола, о выполнении своих гендерных функций в семье, не все имеют представления об отличиях мальчиков и девочек, не все знают свои гендерные функции в будущем. Называют в большей мере внешние признаки (прическа, одежда, игрушки). При ответе на вопрос о том, каким бы ребенок хотел стать в будущем, называют черты, сообразные, в их представлении. Так, мальчики хотят быть храбрыми, смелыми, трудолюбивыми. Девочки – красивыми, добрыми, ласковыми, заботливыми.
Таким образом, анализ теоретических идей и результатов беседы позволил выявить, что дошкольный возраст является интенсивным периодом формирования гендерных представлений, формирования представлений ребёнка о его гендерной принадлежности.
Формирование гендерных представлений сконцентрировано на характеристике гендерного поведения, на качествах мужественности и женственности, представлениях о них, определяющих поведение мужчины или женщины, мальчика или девочки, на выявлении условий формирования гендерных представлений в образовательном процессе.
Список использованных источников:
-
Иванова, О.И., Щетинина А.М. Формирование гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста / учебное пособие под редакцией Васильева С.Л. – Великий Новгород, 2006. – 124 с.2. Татаринцева Н.Е. Гендерное поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.М.Чумичевой. – Ставрополь, 1998. – 558 с.3. Коломинский, Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопросы психологии, 1985, №3. С. 165-171.
Согласна с автором статьи, что формированию гендерных представлений необходимо уделять внимание уже в среднем дошкольном возрасте. Это способствует воспитанию уважения к противоположному полу с детства , а также пониманию ребенком роли мужчины и женщины , их гендерных функций в будущем.