Сергеева Е.А., Валентий А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ХХI ВЕКА

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении современных людей. Ломаются традиционные моральные стереотипы, а в результате возрастает возможность проявления различного рода негативных явлений. Многие люди часто испытывают на себе давление от навязываемых поведенческих стереотипов, от тотальной регламентации её действий.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гендерных стереотипов представляет собой многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основной идеей психолого-педагогического сопровождения, является комплексный подход к проблеме развития гендерных стереотипов. Свою практическую реализацию данный подход получает на организационном, содержательном и практическом уровнях [1, с.117].
В западной науке терминологическое различие между биологическим полом и гендером как социальной ролью впервые использовал сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими». Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе» и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса [2].
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина.
В научной литературе множество работ посвящено изучению процесса формирования гендерных стереотипов. Традиционно к их числу относят такие социальные характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения, которые проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор – пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности [3, с.95].
Не менее важными факторами, корректирующими гендерные стереотипы, выступают возрастные стереотипы. Например, поскольку с возрастом женщины становятся все более агентивными, то в стереотип женственности вносятся коррективы, связанные с оценкой ее деятельности, активности и социального положения. Модифицируют стереотипы сексуальной ориентации (содержание стереотипа женственности во многом совпадает со стереотипом мужской гомосексуальности), классовая принадлежность (женщина из низшего класса часто описывается как более пассивная и безответственная, чем представительница среднего класса). Кроме того, считается, что гендерные стереотипы распространены намного меньше в среде высшего и среднего классов, что связано с увеличением роли других значимых статусных позиций. При этом, как свидетельствуют исследования, классовая принадлежность женщин оказывается более значимым фактором для воспринимающих, чем классовая принадлежность мужчин.
Пластичность гендерных стереотипов связана и с тем, что они, как и другие стереотипы, изменяются вместе с изменением социальных представлений и норм. Ушли в прошлое однозначно разделяемые представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено резко возросшей в новейшее время ролью женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни [4].
Использование гендерных стереотипов в отношении одних и тех же людей различается и в зависимости от социальной ситуации: в одном случае женщину-офицера сравнивают с мужчиной-офицером, в другом – с женщиной-няней; очевидно, во втором случае ее будут считать более агентивной. От социального контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, «женская мягкость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки [5].
Процесс формирования гендерных стереотипов во многом детерминирован социально-демографическими характеристиками. Влияние таких факторов, как пол, возраст, семейное положение значительно, однако для более точного понимания процесса формирования стереотипов, следует учитывать целый комплекс факторов социальной среды.
 
Список использованных источников
  1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально—психологические проблемы / В. С. Агеев. — М.: 1990.
  2. Костюк, В.В. Феминистская методология //Социология: Энциклопедия / В.В. Костюк. – Минск: 2003.
  3. Киммел, М. Гендерное общество / М. Киммел. — М.: 2006.
  4. Рябова Т.Б. (2007) Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып. 1-2.
  5. Клецина, И. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / И. Клецина. — Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 1998.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий