Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении современных людей. Ломаются традиционные моральные стереотипы, а в результате возрастает возможность проявления различного рода негативных явлений. Многие люди часто испытывают на себе давление от навязываемых поведенческих стереотипов, от тотальной регламентации её действий.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гендерных стереотипов представляет собой многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основной идеей психолого-педагогического сопровождения, является комплексный подход к проблеме развития гендерных стереотипов. Свою практическую реализацию данный подход получает на организационном, содержательном и практическом уровнях [1, с.117].
В западной науке терминологическое различие между биологическим полом и гендером как социальной ролью впервые использовал сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими». Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе» и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса [2].
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина.
В научной литературе множество работ посвящено изучению процесса формирования гендерных стереотипов. Традиционно к их числу относят такие социальные характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения, которые проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор – пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности [3, с.95].
Не менее важными факторами, корректирующими гендерные стереотипы, выступают возрастные стереотипы. Например, поскольку с возрастом женщины становятся все более агентивными, то в стереотип женственности вносятся коррективы, связанные с оценкой ее деятельности, активности и социального положения. Модифицируют стереотипы сексуальной ориентации (содержание стереотипа женственности во многом совпадает со стереотипом мужской гомосексуальности), классовая принадлежность (женщина из низшего класса часто описывается как более пассивная и безответственная, чем представительница среднего класса). Кроме того, считается, что гендерные стереотипы распространены намного меньше в среде высшего и среднего классов, что связано с увеличением роли других значимых статусных позиций. При этом, как свидетельствуют исследования, классовая принадлежность женщин оказывается более значимым фактором для воспринимающих, чем классовая принадлежность мужчин.
Пластичность гендерных стереотипов связана и с тем, что они, как и другие стереотипы, изменяются вместе с изменением социальных представлений и норм. Ушли в прошлое однозначно разделяемые представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено резко возросшей в новейшее время ролью женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни [4].
Использование гендерных стереотипов в отношении одних и тех же людей различается и в зависимости от социальной ситуации: в одном случае женщину-офицера сравнивают с мужчиной-офицером, в другом – с женщиной-няней; очевидно, во втором случае ее будут считать более агентивной. От социального контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, «женская мягкость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки [5].
Процесс формирования гендерных стереотипов во многом детерминирован социально-демографическими характеристиками. Влияние таких факторов, как пол, возраст, семейное положение значительно, однако для более точного понимания процесса формирования стереотипов, следует учитывать целый комплекс факторов социальной среды.
Список использованных источников
-
Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально—психологические проблемы / В. С. Агеев. — М.: 1990.
-
Костюк, В.В. Феминистская методология //Социология: Энциклопедия / В.В. Костюк. – Минск: 2003.
-
Киммел, М. Гендерное общество / М. Киммел. — М.: 2006.
-
Рябова Т.Б. (2007) Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып. 1-2.
-
Клецина, И. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / И. Клецина. — Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 1998.