Куликова М.А., Якубович М.К. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Проблема формирования и развития гендерной идентичности — одна из важных и актуальных проблем психологической науки. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию личности. Внешние, социокультурные условия развития гендерной идентичности представлены гендерными стереотипами. Гендерные стереотипы являются существенным элементом многоуровневой саморегуляции поведения субъекта. Они выполняют в поведении мотивирующую роль, включая, синтезируя в поведенческих актах социальные детерминанты, систему ценностных ориентации личности [1].
Согласно Дж. Уильямс и У. Бест, мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре.
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Только за последние 20 лет опубликовано более 20.000 статей о половых различиях, и некоторые из них продолжали упорно проводить мысль, что два пола отличаются коренным образом [2].
Гендерная идентичность, связана с понятием гендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Гендерная идентичность является разновидностью культурной идентичности, которая представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия.
Гендерная идентичность опирается на материальный носитель — половозрастные особенности организма и половую идентичность человека. Гендерная идентичность поддерживается социальным окружением человека, социальными ожиданиями относительно поведенческих и мотивационных установок, поэтому нарушение половозрастного развития зачастую приводит к конфликту между человеком и обществом. Задача уменьшения подобных конфликтов с успехом решается в современном обществе благодаря ослаблению или полному лишению связи между половой и гендерной идентичностями [3, с.171].
Гендерная идентичность трактуется с точки зрения осознания принадлежности к своему полу, как продукт культуры и постигается в смысле психологического пола человека. «Гендерная идентичность формируется в процессе социализации личности, поэтому важно знать те факторы социализации, которые оказывают влияние на становление гендера человека» [4]. При этом все обычные поведенческие реакции человека, его интеллектуальная активность зависят от гендерной идентичности и, по крайней мере, очень сильно с ней взаимосвязаны. Формирование и развитие личностных характеристик в зависимости от гендерной направленности и интеллекта позволяет подросткам преодолевать грани традиционных гендерных ролей, содействует более действенному взаимодействию с окружающими и достижению самореализации.
Для формирования и развития адекватной гендерной идентичности одаренных подростков необходимо воспитываться в полноценной семье, чтобы перед глазами был правильный пример осуществления социальных ролей.
Интеллектуальная активность одна из важных категорий педагогической психологии. С позиций гуманистического образования рассматриваются основные подходы к созданию в образовательной практике условий для формирования интеллектуальной активности.
Природа интеллектуальной активности характеризуется большой сложностью. Термин “интеллектуальная активность” не означает какое-то единое и единственное явление. Это — целый комплекс явлений: как психофизиологических, так и высших психических.
В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализации личности потребностями. Активность всегда направлена на устранение либо внутренних противоречий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, между личностью и социальной средой.
При изучении природы интеллекта и его активизации в контексте духовного мира человека теоретики гуманистической школы учитывают его сложность и «многофакторность», а также мотивационную сферу личности.
Интеллектуальная инициатива может служить мерой интеллектуальной активности, что позволяет выделить ее качественно определенные уровни.
Интеллектуальная активность, понятая через интеллектуальную инициативу, характеризует направленность и поступательность мышления и противопоставляется только личностным факторам — волевым, внешним мотивационным и т. д., в частности — уровню притязаний. Интеллектуальная активность не только не сводится к волевому умственному напряжению, но и не коррелирует с ним в какой-либо степени.
В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используется в различных областях психологической науки.
Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле означает совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Интеллектуальная активность основывается на собственном ментальном опыте и взаимообусловлена эмоционально-волевой направленностью личности, которая способствует успешной деятельности.
Его становление зависит не только от компонентов внутреннего сознания: честности, уровня самооценки и уровня притязаний, гендерной идентичности личности, но и от внешних: контактов, доверия, лидерства.
Одаренные подростки, воспитывающийся в детском доме, или в приемной семье, имеют определенные особенности в психической и социальной сферах, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, что обусловлено невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми [5].
Для определения психологического пола подросткам необходимо иметь удовлетворительные показатели интеллектуальной активности. В высокой степени такая потребность выражена у девушек. Менее зависимы от эмоциональной сферы показатели по гендерной идентичности у юношей. Однако, и в том, и в другом случае с уверенностью можно сказать о том, что взаимосвязь гендерной идентичности с уровнем интеллектуальной активности существует.
Список использованных источников
  1. Ожигова, Л.Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности. — Практикум по гендерной психологии / Л.Н. Ожигова. — Питер: 2003. – 378 с.
  2. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – Питер: 2005. – 395 с.
  3. Гурко, Т.А. Гендерная социология // Социология в России / Т.А. Гурко. —  М.: 1996. С.169-194.
  4. Порядина, В.А. Гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. псих. наук : 07.00.02 / В.А. Порядина. – Ярославль, 2007. – 40 с.
  5. Ильина, М.В. Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта / М.В. Ильина. – Петрозаводск: 2012.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий