Кордикова П.О. ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

В современном обществе продвижение по пути гендерного равенства в большой степени зависит от осознания и систематического обращения на всех уровнях — от парламента до местных административных органов, предприятий, семей и отдельных людей – к специфическим и часто различным между собой проблемам и потребностям женщин и мужчин. Принцип гендерного равенства основывается на равенстве прав, социальной справедливости, продуктивности труда и развитии бизнеса.
Проведенный анализ наиболее известных концепций информационного общества выявил в целом два противоположных подхода: создаваемое новое общество – это общество гендерного равноправия и, наоборот, о гендерном балансе в таком обществе пока говорить нельзя. Так, по Д. Беллу и И. Масуде в обществе развиваются тенденции к установлению равноправия мужчин и женщин. Это общество имеет все основания претендовать на превращение в будущем в «гендерное» общество, информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным — обществом согласия и равенства возможностей, функционирующим на основе синергетической рациональности. Такой подход предполагает также, что социальный порядок в создаваемом обществе должен быть основан на гендерном равенстве, когда различия между полами перестанут реализовываться как иерархические, предполагающие разный статус, разные возможности [1]. Концепция Э. Тоффлера говорит о формировании новых форм взаимоотношений между полами, основанных на взаимопонимании и осознании равных прав мужчин и женщин, сбалансированном учете гендерной специфики в сфере производства и занятости, о гендерном мире в новом обществе. М. Кастельс говорит, что для формирующегося общества характерен общий кризис патриархализма, особо выделяет, что то, что осталось от семьи, трансформировалось в партнерство, которое является сетевым узлом. Сексуальность отделилась от семьи и превратилась в потребительский образ, стимулированный и симулированный электронным гипертекстом. Тело становится выражением идентичности. Представители французской социологической школы С. Нора и А. Минк утверждают, что формируется единое информационное единство всей человеческой цивилизации, где реализован свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам, включая и гендерное равноправие.
Основными гендерными детерминантами информационного общества являются: социально-культурные барьеры, затрудняющие непосредственный доступ женщин и эффективное использование ими информационно-коммуникационных технологий; гендерные аспекты научно-технического образования; гендер и профессиональная подготовка; овладение навыками пользования информационно-коммуникационными технологиями; гендерные аспекты языка информационно-коммуникационных технологий; гендерное измерение и другое.
Одним из механизмов, обеспечивающих преодоление гендерных барьеров, является позитивное самовосприятие.
Проблема возникновения и развития позитивного самовосприятия является одной из значимых в развитии личности. Самооценка и самовосприятие является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям и самому себе [2]. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Позитивное самовосприятие позволяет объективно оценивать как свои преимущества, так и недостатки, но акцент делать на достоинствах.
Генетическая потребность в оценке — более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от оценок окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности. Человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с ними [3, с. 151].
Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой понимают результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.
Проблеме развития позитивного самовосприятия посвящено множество исследований как в отечественной психологии, так и в зарубежной. Западноевропейские и американские психологи подходят к рассмотрению самооценки в основном как к механизму, обеспечивающему, согласованность желаний индивида к себе с внешними условиями, т.е. высокую уравновешенность личности с окружающим его внешним миром. При этом внешний мир рассматривается как враждебный. Данный подход характерен как для 3игмундта Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах данных психологов самооценка и самовосприятие расценивается как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребностной зоной личности.
С точки зрения советской психологии роль самооценки и самовосприятия не ограничивается приспособительной функцией, самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности [4].
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы Курта Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения. В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний.
Основу самооценки составляет система ценностей индивида. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности [5, с.79].
Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями позитивного самовосприятия. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым позитивное самовосприятие играет определяющую роль в гендерном равноправии и влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Список использованных источников
  1. Лихобабин, М.Ю. Гендерные исследования как инструмент самопознания личности и общества// Материалы Конференции «Пути познания: общее и различия» / М.Ю. Лихобабин. — Ростов-на-Дону: 2003.
  2. Кавецкий, И.Т., Рыжковская, Т.Л., Коверзнева, И.А., Игнатович ,В.Г., Лобан, Н.А., Старовойтова, С.В. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. — Минск: Изд-во МИУ, 2010.
  3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2006. — 376 с.
  4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: 2003.
  5. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. — М.: Проект, 2001. – 158 с.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий