Бубен В.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В ГУО «Дитвянская средняя школа» работа педагогов по воспитанию у подрастающего поколения осознанного отношения к ресурсо- и энергосбережению началась ещё до принятия Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В реализации положений Директивы № 3 важное место отводится организации воспитательного процесса в школе. Принцип экономии и бережливости не стал пока неотъемлемым элементом белорусского менталитета [1, с.362].
Особенность процесса воспитания культуры реурсо- и энергосбережения у учащихся общеобразовательных школ заключается прежде всего в том, что он постоянно должен развиваться и видоизменяться. Эти изменения должны быть содержательными, качественными и эволюционными.
Современному обществу необходима подготовленная мобильная личность, способная к постоянному обновлению и применению своих знаний. Как отмечалось выше, в нашем учреждении образования целенаправленная воспитательная работа по формированию у учащихся осознанного отношения к ресурсо- и энергосбережению ведется на протяжении нескольких лет. Накопленный опыт в данном направлении позволил перейти на следующий, более инновационный уровень – создание ресурсного центра «Энергосбережение». В данном случае под ресурсным центром подразумевается информационное пространство, включающее в себя направления деятельности, ориентированные на формирование у учащихся общеобразовательной школы  необходимого минимума знаний, умений и навыков для совместной с родителями деятельности по ресурсо- и энергосбережению [2].
 Созданное информационно-коммуникативное пространство направленно на выполнение социального заказа Республики Беларусь. Данный ресурс окажет существенную помощь педагогам в подготовке подрастающего поколения к полноценной деятельности в условиях всесторонней информатизации общества, а также позволит расширить область применения информационных технологий в воспитательном процессе.
Ресурсный центр «Энергосбережение» создан с целью распространения и обмена инновационного педагогического опыта в этом направлении,  совершенствования профессионального уровня педагогов, а также создания единого информационного пространства, содействующего обучению подрастающего поколения основам энергосбережения и мобилизации общественности к вопросам энергосбережения.
В функционировании ресурсного центра «Энергосбережение» сформировалось пять ключевых воспитательных направлений:
  1. Обучение энергосбережению.
  2. Инновационно-методическое направление.
  3. Научно-исследовательское направление.
  4. Информационно-пропагандистское направление.
  5. Практическое направление.
Направление «Обучение энергосбережению» это регулярно обновляющийся раздел, который включает нормативно-правовое обеспечение по данному воспитательному направлению, перечень циклов классных и информационных часов, педагогические разработки классных и внеклассных мероприятий, а также видеоматериалы, которые целесообразно использовать при обучении энергосбережению.
«Инновационно-методическое» направление представляют авторские разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. Все разработки, представленные в данном разделе, были представлены на всевозможных конкурсах и отмечены дипломами различного уровня.
«Научно-исследовательское направление» перед собой ставит цель приобщения учащихся к исследовательской деятельности. Эта работа в первую очередь способствует становлению научного взгляда на проблему рационального использования энергетических ресурсов. Учащиеся проводят упрощенные энергоаудиты в школе и собственных квартирах. Результаты работ оформляются в виде проектов, с которыми учащиеся выступают на научно-исследовательских конференциях.
«Информационно-пропагандистское направление» создано с целью пропаганды внедрения идей энергосбережения в жизнедеятельность. Здесь широко представлены плакаты, листовки, созданные самими ребятами, а также лекторские материалы, предназначенные  для проведения единых дней информирования в школе. Кроме того, регулярно размещается информация о проводимых конкурсах и акциях, что позволяет ребятам быть в курсе событий и принимать своевременное участие в проводимых мероприятиях.
«Практическое направление» это результаты проводимых конкурсов и акций, способствующих сбережению ресурсов. Ребята с удовольствием принимают участие в уже ставших традиционными для нашей школы акциях «Сдай батарейку – помоги природе», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Правильная утилизация – спасёт цивилизацию» и др.
О результативности и эффективности функционирования ресурсного центра «Энергосбережения» можно судить по тому, что с каждым годом всё большее количество педагогов и учащихся школы принимают активное участие в республиканском конкурсе «Энергомарафон» и международном конкурсе SPARE школьных проектов «Энергия и среда обитания». За время работы ресурсного центра нами накоплены награды районного, областного, республиканского и международного уровней.
Приобретенный опыт работы опыт работыпо формированию культуры ресурсо- и энергосбережения позволяет сделать вывод, что подрастающее поколение неравнодушно к энергетическим проблемам страны, и школа использует все имеющиеся у нее возможности для развития гражданской позиции и навыков рационального энергопользования не только у учащихся, но и у представителей старшего поколения – родителей, жителей населенного пункта или микрорайона.
Отлаженная таким образом воспитательная работа содействует формированию у учащихся представления о том, что энергосбережение – составная часть государственной политики Республики Беларусь, что охрана окружающей среды – дело всех и каждого. Только целенаправленная работа поможет создать обстановку нетерпимости  к любым фактам бесхозяйственности и расточительства. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать экономного и бережливого человека. Ребенок, привыкший экономить со школьной скамьи, в будущем будет бережно относится к ресурсам и на производстве, станет бережливым семьянином и сможет передать свой опыт следующему поколению. В противном случае, всё будет наоборот[3]. Каждый житель нашей страны может и должен внести посильный вклад в осуществление Директивы № 3. Это сделает Беларусь еще более сильной, процветающей и независимой.
Список использованных источников
  1. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди / О.В. Пролесковский [и др.]; Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. – Минск: Белорусский Дом печати, 2008. — 431 с.
  2. Бубен В, Ресурсный центр «Энергосбережение» в современной информационно-коммуникационной образовательной среде / В.Бубен // Республиканская научно-практическая интернет-конференция молодых исследователей MediaLex-2016 [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа:http://medialex.brsu.by/ML-2016/BubenVB.htm. – Дата доступа: 25.05.2005.
  3. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».
Запись опубликована в рубрике Педагогические идеи 21 века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Бубен В.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Maria Ivanuk говорит:

    Так как сегодня во всей стране актуальна тема энергосбережения, на мой взгляд, эта работа будет полезна в обучении энергосбережению детей.

Добавить комментарий