В современный период развития общества успешное решение политических, социальных и экономических задач все больше зависит от действия социально активной личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации.
Средства массовой информации в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию [1].
Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста, развития благоприятных задатков и потенциально высоких способностей одаренных подростков являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т. Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.).
Академик Новиков А.М. выражает острую обеспокоенность опасностью, которой подвергается психика молодых поколений телезрителей. Он полагает воздействие СМИ на психику человека по силе равным взрыву атомной бомбы и ставит вопрос об ответственности за негативные последствия информатизации [2, с. 157]. Анализ влияния телевидения на подростков представлен в работах Зазнобиной Л.С., Золотова Е.А., Мудрик А., Рогозянского М.Э., Сидорова А. и Фёдорова А.В..
Проблемы влияния СМИ на молодое поколение также рассматривали в своих работах Аникина М.Е., Гинзбург Э., Гридчина М.М., Запёкина Н.М., Кастельс М., Панова С., Петрова В.П., Разинова Ю.А., Северина О., Сандалова К., Флиера А.Я., Ээльма Ю..
Средства массовой информации в современном мире являются главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества [3].
Влияние телевидения на развитие одаренности личности определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа представляет собой часть домашней обстановки. Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций.
Как сказал немецкий психолог В. Штерн, одаренность является общей способностью индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, задачи и условия жизни.
Способность, считается, формируется прижизненно, а врожденными являются задатки. Способности — индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Задатки являются анатомо-физиологическими особенностями и лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития.
Высокие способности одаренных подростков проявляются через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека и представляют собой важнейший компонент структуры личности, выступающий как связующее звено между объективной социокультурной средой и индивидуальным сознанием человека. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности подростка. Чтобы стимулировать процесс развития, эти требования должны быть достаточно высокими [4].
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности. Они делятся на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные, театральные способности). Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет «общей способностью» [5].
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детский и подростковый возраст. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание и изучение мира, где сначала непроизвольно развиваются некие способности, а потом их развитие происходит посредствам внешних воздействий таких как семья, школа и конечно средства массовой информации.
Список использованной источников
-
Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г.П. Бакулев. – М.: 2007.
-
Новиков, А. «Не дай мне, бог, сойти с ума…» // Народное образование / А. Новиков. – М.: 2005. — № 5. С. 238.
-
Гридчин, М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М.М. Гридчин // Власть. – М.: 2007. — № 9.
-
Виртуальная «личность» и реальное «я»: проблема идентичности / А.Г. Осипова // Вопросы культурологи. – М.: 2008. — № 1 – С. 16.
-
Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: 2000.