Казак В.И., Сергиеня А.А. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И БРАКУ

Молодежь – одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем. Ценностные установки и духовный мир молодых людей формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.
В современном обществе с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества. Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».
Фактором формирования ценностных ориентаций молодежи является распространение определенной идеологии через систему социальных институтов. Идеология — система форм общественного сознания, которая вместе с тем выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Идеология является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, системой принятых ценностей, в которых определенные коренные интересы нации, класса, группы занимают различные позиции по отношению к другим нациям, классам, государствам, исторически общественному развитию, идеологиям. Она является той основой, которая позволяет сформировать обществу систему социально значимых ценностей его членов, то есть является гарантом стабильности общества [1, с.125].
В любом обществе – семья формируется, как правило, через брак. Он подразумевает определенные правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю жизнь. В то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В семье важную роль играет психологическая атмосфера или климат семьи, который определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.
Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере молодежи является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают  главным образом семья, улица и телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления.
Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, социологов, психологов, культурологов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей. Анализ классических и современных социологических, философских и социально-психологических концепций исследования ценностей и ценностных ориентаций позволяет выделить множество подходов к интерпретации данных понятий. Однако независимо от специфики фокуса анализа в современных социально-исторических условиях социальные ценности исследуются как важнейшие компоненты индивидуального и общественного сознания, влияющие на формирование жизненных стратегий и основных средств их реализации, регулирующие социальное поведение и обусловливающие характер взаимодействия социальных субъектов [2].
Исследование теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностей современной молодежи показало, что на формирование ценностных ориентаций в современных условиях оказывает ряд таких факторов как ослабление государственного, политического и идеологического прессинга, наличие социально-экономических противоречий, расширение социальной самостоятельности и инициативы.
В современном мире происходит переоценка ценностей личности и критическое осмысление опыта предыдущих поколений, что формирует новые представления молодежи о семейной жизни и о будущем общества.
Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исторической ситуации во многом утратили свое практическое значение и в силу этого почти не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, они непригодны ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения [3].
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Каждая семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга и ответственности. Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д.
Молодежь Республики Беларусь все трепетнее относится к семейно-брачным узам и уже в более сознательном возрасте вступает в брак.
 
Список использованных источников
  1. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. / С. А. Блохина. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127.
  2. Кушхова, К.А., Шогенова, Ф.З. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции // Современные проблемы науки и образования / К.А. Кушхова, Ф.З. Шогенова. – М.: 2015. – № 1-1
  3. Голод, С. И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты / С. И. Голод. – М.: 2004. – 252 с.
Запись опубликована в рубрике Педагогические идеи 21 века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий