Король В.Ю., Мазепа С.Ю. РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Гуманистическая парадигма в обществе актуализировала интерес к проблеме личностного развития индивидуумов. Общеизвестно, что на формирование и развитие определенной личности, а также конкретной группы индивидуумов, объединенных посредством тех или иных параметров, влияет масса различных факторов. К ним относится непосредственная обстановка внутри группы или коллектива, взаимоотношения всех его участников, род деятельности группы или отдельного индивидуума, культурная атмосфера, политическая обстановка, социальные, моральные и национальные устои, религиозные, духовные и воспитательные принципы. Таким образом, личностная социально-психологическая характеристика представляет собой целый спектр различных социальных, а также сугубо психологических вещей, отображающих особенности и параметры отдельного человека, причем эти явления обусловлены определенными факторами внешней среды, внутренними особенностями и установками [1, с.549].
К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностные, ситуативные проявления. Раннее выявление, обучение и воспитание коммуникативно одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования социума. Коммуникативные способности представляют собой индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими людьми.
Коммуникация это передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, которое имеет преимущественно рациональную основу. Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки спонтанного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.
Современная информатизация негативно влияет на коммуникативность индивидуумов и способствует формированию таких черт личности как замкнутость, скрытность, застенчивость и молчаливость [2, с.135].
Индивидуальность личности обладает определенной долей сознательности и активности и имеет возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни, стиль поведения, жизненный путь и его конечные цели. Чаще всего такой выбор зависит исключительно от внутренних факторов, таких как врожденные и получившие определенный приоритет личностные характеристики, а также его разнообразные психологические качества, формируемые и развивающиеся в течение всей жизни. Помимо этого, стоит отметить тот факт, что на состояние любого индивида, так или иначе влияют его персональные взаимоотношения с другими людьми, которые формируются в процессе его деятельности, производстве и потреблении определенных материальных благ.
Понятие «личностной социальной и психологической характеристики» применимо также и к определенной группе, коллективу людей, или даже социальной ячейке, например, семье. Следует обратить внимание, что понятие семьи подразумевает не только общепринятую единицу ячейки в современном обществе, но также и наиболее древний институт в истории человечества. Семейная социально-психологическая характеристика напрямую зависит от взаимоотношения между всеми членами семьи. При этом главенствующую роль играет процесс общения, как основной и уникальный метод обмена информацией. Именно от специфики общения зависит атмосфера в семье и взаимоотношения между домочадцами [3, с. 115].
Термин трудности личности в общении применяются в различных психологических дисциплинах — социальной, медицинской, педагогической, юридической психологии. Нередко данный термин используется в общеупотребительном смысле, как слово из повседневного, даже ненаучного обихода. Тогда трудности общения обозначают нарушения успешного, благополучного общения личности с окружающими людьми.
В словаре социально-психологических понятий под редакцией Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова трудности общения характеризуются как «субъективно остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты; они не всегда проявляются в социальном взаимодействии, могут быть неочевидными для партнера, но у субъекта общения сопровождаются высоким внутриличностным напряжением…» [Кузьмин Е. С, Семенов В. Е., 1987, с. 115].
В. Н. Куницына определяет трудности общения как «явления субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением» [Куницына В. Н., 1991, с. 8].
Иногда трудности общения трактуются как барьеры, препятствия общения [Бодалев А. А., Сухов А. Н., 1995]. Здесь трудности общения понимаются расширительно, включая в себя явления одновременно и субъективные (переживания субъекта), и объективные (например, дефицит времени, сложность совместно решаемой задачи).
Замкнутость, некоммуникабельность и молчаливость отличает многих застенчивых людей. Около половины застенчивых личностей признают, что вообще затрудняются что-то сказать в разговоре. Из них 40% указывают, что могут говорить только тихо, они оценивают свой голос, как слишком мягкий. Контакт глаза в глаза для многих стеснительных людей труден или даже невозможен. Чаще всего человек замыкается на себе или на какой-то своей проблеме. Подключаясь всем своим сознанием и восприятием к ней, он загружает этой проблемой все свои мысли и более ничего не способен воспринимать.
Замкнутость обычно считается отрицательной чертой характера, доставляющей негативные переживания своему обладателю. Замкнутому человеку трудно знакомиться с людьми и заводить друзей, ему сложно адаптироваться в новом коллективе, быть открытым с людьми. Многие неуверенные в себе люди замкнутые. Замкнутость — это стремление робкого человека избегать контактов с окружающими людьми, которые могут причинить боль, вызвать негативные переживания. Профессор Д. Филипс, изучавший синдром замкнутости на протяжении нескольких лет, считает, что замкнутость – это серьезная проблема. Он приводит пример, что даже после обучения замкнутых студентов специфическим навыкам публичного выступления, они продолжали оставаться не способными к обычному общению  [4, с. 93].
Необщительность и закрытость характеризует не только неуверенных в себе людей, но и людей, находящихся в состоянии тревожности по какой-либо причине. Застенчивому человеку трудно выразить себя, поэтому он и избегает общения. А это значит, что по большому счету, он избегает и саму жизнь, так как жизнь – это обмен чувствами, мыслями, временем, услугами и т.д.
Причинами замкнутости служат: неблагоприятный микроклимат в семье (особенно в детские годы, когда ребенок очень уязвим); психологические комплексы; застенчивость, неуверенность в себе; сверхчувствительность и ранимость; социальное беспокойство (страх общения); отсутствие навыков общения или искаженное восприятие природы взаимоотношений между людьми.
Закрытый и замкнутый человек — теряет связи с миром, слабо воспринимает информацию, учится, взаимодействует и общается. С такими людьми невозможно открыто и эффективно выстраивать взаимоотношения как по личным вопросам, так и по деловым. Преодолеть замкнутость или закрытость человеку очень сложно, т.к. для него она не является чем-то мешающим, а напротив носит оберегательную функцию. Основная проблема закрытых людей именно в том, что в силу своей конструктивной закрытости, они себя считают вполне нормальными и уверенными [5, с.54].
Развитие коммуникативной одаренности представляет собой поэтапный процесс, который включает в себя: организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений и навыков. Коммуникативная одаренность, формируется и развивается в процессе формирования коммуникативной компетентности на основе проблемно-деятельностного подхода, способствуя развитию в личности способности: принимать правильные решения, способности к персональной ответственности и самостоятельности мышления.
Список использованных источников
  1. Холл, М. и др. Структура личности / М. Холл, Б. Боденхамер, Р. Болстэд, М. Хэмблетт. — Киев: София, 2004. — 608 с.
  2. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. — М.: Владос, 2004. — 246 с.
  3. Батаршев, В.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организационные и коммуникационные качества личности / В.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  4. Психология одаренности: от теории к практике под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
  5. Михайлова, Е.В. Роль коммуникативных способностей в процессе формирования коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей на основе проблемно-деятельностного подхода / Е.В. Михайлова. – Кострома: 2009. – С. 51-55.
Запись опубликована в рубрике Педагогические идеи 21 века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий