Лукутина Д.Д., Евкович Е.С. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ КАК ОДНА ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ХХI ВЕКА

Профессиональное самоопределение в современно-изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Традиционные способы профессиональной ориентации, применяемые в стабильном, устойчиво развивающемся обществе, становятся неэффективными в условиях экономической и социальной дестабилизации общества, в условиях сложного процесса становления рыночных отношений, в сфере труда и образования.
Проблематика самоопределения на современном этапе имеет глубокие культурно-исторические корни в нашем обществе. Вступая в активную самостоятельную жизнь человек решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора [1].
Немаловажную роль играют в выборе профессии психофизиологические особенности. В основу психофизиологической системы профотбора входят такие параметры как: связь силы нервных процессов с порогами ощущения, концентрацией внимания, спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости переключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени; «концентрируемость» нервных процессов, которая определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации подвижности и уравновешенности нервных процессов; «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.
Вопрос выбора профессии остается актуальным на все времена и для всех поколений. В настоящее время спектр профессий достаточно широк и молодые люди часто сталкиваются с проблемой выбора. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [2]. Для правильного выбора профессии человеку необходимо представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен сам человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле. Чтобы избежать ошибок в процессе выбора профессии, нужно хорошо знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности. Немаловажную роль в личностных особенностях, несет темперамент.
Темперамент является устойчивым объединением индивидуальных особенностей, которые связанны с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности, т.е. с индивидуальными свойствами. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций в поведении. Он проявляется в мышлении, речи и манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект или деловые качества личности [3, с.27].
Темперамент влияет на скорость запоминания, быстроту восприятия новой информации, живость ума, длительность концентрации внимания, способность не отвлекаться, длительно хранить в памяти определенные сведения. Он задает темп деятельности, ее ритм, характеристики реагирования на внешние воздействия.
Темперамент сильно отличается от характера поведения личности. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности. Темперамент обладает такими свойствами как индивидуальный ритм и темп психических процессов; степень устойчивости чувств;  степень волевого усилия и др.
Ещё в пятом веке до нашей эры великий ученый Гиппократ описал ныне всем известные типы темперамента людей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Данные типы темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», — писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа [4].
Так люди с холерическим типом темперамента добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе окружающих людей. Им трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивание нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне для них требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Холерики легко могут переходить с одной работы на другую, быстро приспосабливаются к переменам. И, наоборот, трудно переносят однообразную монотонную деятельность и быстро от нее устают. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.
Сангвиники также отличаются активной жизненной позицией. Они легко могут приспосабливаться почти ко всякой среде, к любым переменам; отличаются оптимизмом и легко вступают в контакты с людьми. В общении сангвиники почти всегда являются инициаторами, немедленно откликаются на подобные проявления со стороны  других людей, но их отношения к людям могут быть изменчивыми и непостоянными. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы и с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.
Люди с меланхолическим и флегматическим типом темперамента ведут более пассивный образ жизни. Они могут успешно приспособиться лишь к узкой среде (семья, кружок друзей и единомышленников)  и почти никогда не нуждаются в широком круге общения. Флегматики, например, устанавливают социальные контакты очень медленно, свои чувства проявляют мало и долго могут не замечать, что кто-то ищет повода познакомиться с ними. Зато они устойчивы и постоянны в своих отношениях к людям. Флегматики обычно любят находиться в узком кругу своих старых знакомых и в привычной обстановке. Люди флегматического типа темперамента являются рекордсменами по работоспособности, они могут долго и качественно выполнять любую монотонную работу, которая требует тщательного подхода и исследования. Невозмутимость флегматиков полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматики незаменимы в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, которая не связана с большим количеством общения. Предметом труда меланхоликов могут стать техника, информация, художественные образы. Меланхолики могут состояться как писателями, художниками или кинокритиками, так и программистами, бухгалтерами или архитекторами. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики тяжело переносят трудовую деятельность, где часто случаются непредвиденные ситуации или различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособность [5, с.87].
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации и не идя на поводу у природных качеств, а развивая их самостоятельно.
 
Список использованных источников
  1. Бабушкина, Т. А. Школа и начало трудового пути / Т. А. Бабушкина. – М.: Педагогика, 2002. – 98 с.
  2. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
  3. Валеев, Р. Дело по душе и жизненное самоопределение школьников // Воспитание школьников / Р. Валеев // Воспитание школьников. – 2000, № 6. – С. 25 – 28
  4. Коротнин, Г.И. Структура ценностных ориентаций подростков и проблема мотивации обучения. / Г.И. Коротнин. – М.: 2003. – 210 с.
  5. Кудрявцев, Т. В., Сухарев, А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев. // Вопр. психол. – 2003, – № 1. – С. 86–93
Запись опубликована в рубрике Педагогические идеи 21 века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий