При современном уровне научного знания вся созидательная деятельность людей опирается на знание закономерностей тех явлений и процессов, которыми человек стремится овладеть и управлять в соответствии с поставленными задачами. Чтобы систематически и целеустремленно формировать человека, необходимо знать законы этого формирования, опираться на них в своей работе.
Начальный школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Повышенная внушаемость, впечатлительность детей, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи. В процессе становления ребенка как самостоятельной личности учитель помогает ему определиться в своих интересах [1]. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.
Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Наличие устойчивых интересов у человека делает его жизнь более яркой и увлекательной. Успешное научно-педагогическое решение проблемы формирования и развития интересов имеет большое принципиальное значение для повышения качества обучения и воспитания во всех классах, для разработки современных, более совершенных методов и приемов воздействия на подрастающее поколение.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. К самообразованию как виду культурно-досуговой деятельности детей относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование.
Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду.
Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботиться о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников.
Для того, чтобы узнать направленность интересов детей младшего школьного возраста, мы провели анкетирование среди учащихся 2 «Б» класса средней школы № 13 г. Гродно в марте 2016 г.
В анкетировании участвовало 26 учащихся. Методика «Палитра интересов» предложена А.И. Савенковым [2].
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится «+», если очень нравится, ставьте «++».
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …»
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- петь, музицировать;
- заниматься физкультурой;
- играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- играть с техническим конструктором;
- изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
- самостоятельно рисовать;
- играть в спортивные, подвижные игры;
- руководить играми детей;
- ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
- убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- ухаживать за домашними растениями;
- помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- участвовать в постановке спектаклей;
- заниматься спортом в секциях и кружках;
- помогать другим людям;
- работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Таблица 1 – Направленность интересов младших школьников по методике «Палитра интересов»
Имя учащего
ся |
Математика
Техника |
Гуманитарная
сфера |
Худ.
Д-ть |
Физкультура и спорт | Коммуникат-е интересы | Природа и естествозн-е | Дом.
Обязанности |
Общий балл заинтересов-ти | |
1 | Анна | 8 | 8 | 9 | 7 | 4 | 8 | 9 | 53 |
2 | Майя | 10 | 10 | 9 | 9 | 6 | 10 | 10 | 64 |
3 | Ульяна | 6 | 7 | 7 | 7 | 3 | 5 | 6 | 41 |
4 | Александра | 10 | 9 | 7 | 9 | 6 | 9 | 9 | 59 |
5 | Маргарита | 6 | 10 | 9 | 4 | 9 | 8 | 7 | 53 |
6 | Матвей | 6 | 7 | 6 | 3 | 4 | 8 | 3 | 37 |
7 | Семён | ||||||||
8 | Артём | 6 | 7 | 6 | 5 | 3 | 9 | 7 | 43 |
9 | Мишель | ||||||||
10 | Виктория | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 10 | 52 |
11 | Эвелина | 4 | 8 | 7 | 5 | 8 | 4 | 7 | 43 |
12 | Алексей | 5 | 6 | 7 | 5 | 5 | 8 | 6 | 42 |
13 | Ариана | 8 | 9 | 7 | 8 | 5 | 9 | 10 | 56 |
14 | Анастасия | ||||||||
15 | Марта | 7 | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 10 | 61 |
16 | Динара | 7 | 8 | 10 | 9 | 5 | 9 | 9 | 57 |
17 | Роман | 10 | 10 | 8 | 9 | 6 | 10 | 10 | 63 |
18 | Михаил | 9 | 10 | 7 | 5 | 8 | 9 | 8 | 56 |
19 | Илья | 10 | 10 | 8 | 10 | 7 | 7 | 8 | 58 |
20 | Милана | 6 | 8 | 10 | 7 | 7 | 9 | 10 | 57 |
21 | Анастасия | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 10 | 10 | 68 |
22 | Максим | 10 | 9 | 10 | 10 | 8 | 9 | 10 | 66 |
23 | Максим А. | 9 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 5 | 55 |
24 | Роберт | 9 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 | 7 | 40 |
25 | Никита | 9 | 10 | 8 | 8 | 6 | 9 | 8 | 58 |
26 | Владислав | 9 | 5 | 5 | 3 | 3 | 8 | 6 | 39 |
27 | Алина | 6 | 8 | 7 | 8 | 4 | 6 | 8 | 47 |
28 | Михаил | 8 | 8 | 10 | 9 | 4 | 10 | 8 | 57 |
29 | Кирилл | 6 | 5 | 3 | 6 | 3 | 5 | 4 | 32 |
всего | 200 | 209 | 202 | 183 | 146 | 212 | 205 |
Таким образом, наибольший интерес у учащихся 2 «Б» класса вызывает сфера природы и естествознания. Больше всего дети любят прогулки, экскурсии, познавательные беседы и рассказы о природе. На втором месте по направленности интересов у младших школьников – гуманитарная сфера. Дети любят читать самостоятельно (слушать, когда им читают) сказки, рассказы, повести; читать (слушать, когда им читают) рассказы о природе; учеников привлекает изучение языка, любят интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; читать (когда им читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; читать (слушать, когда им читают) книги о спорте.
Кроме того, учащиеся с интересом выполняют домашние обязанности: помогают на кухне (моют посуду, помогают готовить пищу),так же дети с удовольствием ходят в магазин за продуктами;помогают взрослым делать уборку в квартире (вытирают пыль, подметают пол и т.п.).
Следует отметить, что девочкам интересны гуманитарная и художественная сферы, в то время как интересы мальчиков распространяются на области математики и техники. Сферами общих интересов оказались: природа и естествознание, домашние обязанности .
Список использованных источников
-
Особенности учебных интересов младших школьников[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473302. – Дата доступа: 23.03.2016.
-
Методика — «Палитра интересов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litceymos.ru/itbeitb/main.html. – Дата доступа: 23.03.2016.