Рукшта Ю.М. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НИКНЕЙМОВ ГРОДНЕНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ГРОДНЕНСКОГО ФОРУМА)

Бурно развивающиеся Интернет-технологии прочно вошли и обосновались в жизни современного человека, превращая его в так называемого «юзера» Сети. Перед ним открыт огромный портал из необъятного количества жанров компьютерно-опосредованной коммуникации, цели которых многообразны. Поисковые системы, онлайн-энциклопедии, сетевые СМИ сделали доступной любой вид информации, облегчив ее поиск и количественно увеличив ее объемы, социальные сервисы, чаты, форумы также внесли качественные изменения в нашу жизнь.
Упомянутые перемены связаны с новыми возможностями самопрезентации индивида в Сети. Естественно, язык – это «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и веб-личности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности» [1]. Одним из основных путей выражения себя становится сетевое имя пользователя – никнейм. Это, в свою очередь, тот же псевдоним, прозвище или импровизация собственного имени, но в отличие от них, ник выбирается персонально пользователем. Именование субъектом самого себя представляется специфическим лингвистическим феноменом, так как только сам пользователь решает, какое имя будет присвоено ему в виртуальном пространстве и насколько реально результат присвоения себе имени отразит его идентичность. Все же одной из главных задач никнейма является самопрезентация пользователя в огромном Интернет-пространстве.
Контакт пользователя Гродненского форума, как правило, сопровождается личными данными, внесенными в систему при регистрации: пол, возраст, расположение, язык, дата регистрации, дополнительная информация и т.п. В закладке «Дополнительная информация» может содержаться информация в произвольной форме, например, описание собственной внешности, разного рода предпочтений или предложений. Также аватар (авата́р (просторечн. а́ва, авата́рка от англ. avatar) – графическое представление пользователя, его alter ego, игрового, интернет-персонажа. Аватар может быть двухмерным изображением (иконкой) в веб-форумах, мессенджерах, чатах, порталах, блогах, социальных сетях. Основная цель аватара – публичное графическое представление пользователя, созданное самим пользователем [2]) может помочь разобраться в сущности никнейма. Таким образом, репрезентация личности в Интернете посредством никнейма обрамляется разносторонними персональными характеристиками, которые способствуют выявлению возрастных, гендерных, территориальных и иных особенностей ников. Но, к сожалению, большинство пользователей форума предпочитают оставлять закладки пустыми, тем самым скрывая дополнительную информацию о себе.
Антропонимическое пространство глобальной «паутины» столь обширно, что требуется упорядоченное деление сетевых имен, которое сможет продемонстрировать и систематизировать все многообразие семантики никнеймов. Прежде всего, стоит заметить, все никнеймы делятся на две большие группы: автонимы и псевдонимы. У пользователя есть две основные альтернативы: выбрать свое собственное имя, фамилию или любые их вариации (RitaYanulevich, IolantaKarpei, Вован Устинов, Никита Баркун), либо использовать вымышленное имя. В исключительных случаях используется аноним – отсутствие имени, поэтому говорить тут о какой-либо семантике не приходится.
Анализ массива сетевых никнеймов пользователей Гродненского форума в объеме 1000 единиц показал, что к псевдониму прибегает около 76,4 % от общего числа «юзеров». Никнейм-псевдоним может относиться абсолютно к любой области семантического пространства. Предлагаемая в статье систематизация ников по их значению близка к классификации имен в связи с именуемыми объектами, предложенной А. Бахом и дополненной позже А.В. Суперанской [3]. В данной классификации лингвисты сгруппировали ономастическое пространство практически всех сфер языка, которое, естественно, имеет более широкий семантический потенциал и вес, чем семасиологическая область никнеймов. На основе анализа массива фактического материала представляется возможным выделить следующие актуальные группы никнеймов по их значению:
1) Псевдонимы, обозначающие живых существ или существ, которые считаются живыми (34 % от общего количества никнеймов-псевдонимов):
а) чужие антропонимы (чаще всего знаменитых людей): Джонни Депп, Ален Фокси, Mike_Tyson, M_Shumacher, WANHELSING. Можно предположить, что имена личностей являются для пользователя кумирами или образцами для подражания в какой-либо сфере жизни;
б1) зоонимы (как имя собственное животного): Мурка, Маркиз, Тузик, Хома, Murka777, Kotiara_yura;
б2) зоонимы (как имя нарицательное, обозначающее животного): Слон, медведь86, Катёнок, Вавёрка, Львенок, kroradail, tusshccanchik, babuin;
в) ихтионимы (названия рыб): somik90, fish;
г) орнитонимы (названия птиц): galchonok, Voron, kukusonok, ☆☆Busel☆☆, Чайка77, Филин;
д) энтомонимы (названия насекомых): streko$@, myshka_pi,$corpion, tarakan, Shershen;
з) теонимы (имена богов): Кasandra, Валькирия Перун;
ж) профессии: училкО, Админ, банковский работник, СТРОИТЕЛЬ1, engineer9, ACTOR, Businessman;
и) хобби: Велолюбитель,разрушитель мифов, Рыбак-Охотник, Турист, ШАМАН, BMWist.
2) Псевдонимы, обозначающие неодушевленные предметы (15 %):
а) топонимы (названия географических объектов): Гродно46, svgrodno, coolwinandcity, grodnon2, avgrodno, Sochi93, Grodno323233, Kitai, china24, 10_grodno, polsha, Массква, sokulka, Аргентина, Canada88. Почти во всех случаях такое сетевое имя совпадает с местом проживания пользователя;
б) гидронимы: Миссисипи, Крыничка, Неман;
г) космонимы и астронимы: zvezda@1992, Meteor;
д) названия средств передвижения: Ил-2, рено19, bentli243, infinityty, TIGUAN, audi23, bmw e38 730, bumer3, Barcas, bumer328, passsat, Land_Rover, AUDI 100 С4;
е) кулинаронимы (названия продуктов питания, блюд): ***Карамелька***, Ruletick33, konfetka69, кексик, -iriska-, KONFFETKA, LLlokoladka, marmelade, byblik10, Вареник, supec, CУXаPb, pashtet2222, calat, *лечо*.
3) Псевдонимы, обозначающие характеристики человека (12 %):
а) френоним (название главной черты характера): ласковая, благородный13, НеВероятная, Злюка, ЗАНУДА, € МАЖОР €, Hot_baba, modnyj, aprometchiwaja. Можно сделать предположения, что именно эти качества пользователи выделяют в себе как главные, отличительные для своей личности;
б) эйдоним (характеризует наружность автора): milaja, &Ш@теночка&, БРЮНЕТКА;
в) этноним (указывает на национальность): латыш, испанчик, корсиканец, nemets, британец, litovec83,Belorus, цыган353, *Итальянец*, portrikanez, poliak;
г) титлоним (сообщает звание или должность обладателя):koroleva728, царь михаил,  магнат, Professor555, ALEX GRAF,  GraFF_ML, kapralmutnyпрапор, CrazyGraf, JTGraf, maryqueen, Monarch,  Maestro1, Landlord, madam, граф, arnoldgraf,1korol, Vadim_Korol. Magnat_777,
maijor
, *DOcent*, BOSS.VIK.
4) Псевдонимы, обозначающие природные явления (2 %):
а) физионимы (типичные явления природы): snow, Метелица;
б) названия стихийных бедствий: УРАГАНИЩЕ.
5) Псевдонимы, связанные со сферой искусства (6 %):
В предложенную классификацию не были включены такие менее популярные никнеймы как monday, ЭТИМ_ЛЕТОМ (хронотоп); AlmaZ))), Krisstal, $=Жемчуг=$ (геммология); Димедрол, капсикам(лекарственные средства) и другие. Но упомянутые никнеймы (9 %) имеют место быть. Спорным остается и положение некоторых имен собственных в предлагаемой систематизации.
Также 22 % от общего количества никнеймов-псевдонимов составляют никнеймы, значение которых не было установлено: Мурга, ВИТ И ВИТ, Лазарьмали, Zazasial, iYO, keragon, ecuber.
Таким образом, все мнообразие никнеймов отличается своей пестротой. Семантически ники делятся на автонимы и псевдонимы. Последние оказываются крайне многообразными по своей принадлежности к той или иной части ономастикона, что доказывает неограниченную свободу человека при именовании себя в процессе компьютерной коммуникации. Особое отражение здесь находят личные данные пользователя: его интересы, место проживания или рождения, профессия, национальная принадлежность и т.д. Все это доказывает, что никнейм – это проекция индивидуального самосознания и самооценки в Интернете.
Список использованных источников
  1. Трофимова, Г.Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.02 / Г.Н. Трофимова. – М.: РУДН, 2004. – 32 с.
  2. Аватар / Энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Сетевая энциклопедия «Википедия» – 2015. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0). – Дата доступа: 12.03.2016.
  3. Суперанская, B. Общая теория имени собственного/ А.В. Суперанская. – 3-е изд., испр. – М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. – 368 с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы речевой коммуникации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий