Современный мир развивается и меняется быстрыми темпами, за этим следуют изменение и совершенствование человека. В это время студенческая молодежь нуждается в постоянном обучении и постижении новых вершин в разных областях. Всё это невозможно без коммуникации, где главная цель – это передача информации от одного лицу другому.
Слово «коммуникация» – одно из многих понятий, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение» [1].
Коммуникация – передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. К коммуникации относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.
Понятия «коммуникация» и «общение» в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое – чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация. Бесцельное и без правил — чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников [2].
Для того чтобы выяснить, какие проблемы возникают в студенческой среде в процессе коммуникации, мы провели в марте 2016 г. онлайн-опрос, в котором участвовали студенты в возрасте от 17-22 лет.
Так, 14 студентов (43,47 %) выбрали вариант ответа, где в процессе коммуникации им сложно формулировать мысли.
Еще 14 студентов (43,47 %) выбрали вариант ответа, что в процессе коммуникации им мешает неуверенность в себе.
7 студентов (21,8 %) сказали, что в процессе коммуникации у них возникает недопонимание с собеседником
2 студента (6,1 %) ответили, что в процессе коммуникации их не слушают.
3 студента (9,1 %) дали свой вариант ответа: в процессе коммуникации им мешает: их невнимательность, нехвататка времени сполна выразить мысли…
И только один студент ответил, что у него нет проблем.
Следующий вопрос «С кем сложнее устанавливать эффективное общение?» позволил выявить:
4 студента (12,2 %) ответили, что им сложно устанавливать эффективное общение с преподавателями.
6 студентов (18,2 %) ответили, что им сложно устанавливать эффективное общение с новыми людьми.
7 студентов (21,8 %) ответили, что им сложно устанавливать эффективное общение с людьми, самоуверенными и самовлюблёнными, с людьми, которые не заинтересованы в общении, агрессивно настроены на общение.
Отвечая на вопрос «Как вы думаете, почему возникают проблем коммуникации?», 14 студентов (43,47 %) предположили, что это недопонимание, непонимание со стороны собеседника.
12 студентов (37,37 %) считают, что неуверенность – причина коммуникативных неудач.
7 студентов (21,8 %) сказали, что в процессе коммуникации у них возникает недопонимание с собеседником
3 студента (9,1 %) решили, что причина в том, что люди не слышат друг друга.
2 студента (6,1 %) ответили, что люди мало читают, не знают норм русского языка, поэтому и возникают проблемы в общении.
Приведем все максимально возможные варианты ответов студентов на вопрос «Какие решения проблем коммуникации вы можете предложить?», поскольку студенты сами могут предложить реальные возможности устранения коммуникативных неудач:
- больше читать и общаться;
- читать больше книг, расширять свой словарный запас;
- развивающие занятия; чтение литературы; непринужденное частое общение;
- взять волю в кулак и быть по максимуму открытым с людьми;
- быть более открытым;
- знать правила этикета, читать;
- почаще разговаривать друг с другом в жизни, не в социальных сетях;
- повышение нравственного воспитания, изучение этикета;
- проводить больше совместных собраний;
- уважать собеседника. Идти на встречу друг другу. Ставить себя на место собеседника;
- перед тем как установить контакт, по возможности узнать о человеке, с которым вам предстоит общаться;
- выбирать собеседника по уму;
- знать разные подходы к процессу налаживания общения между людьми;
- проводить различные тренинги;
- практика, больше общения.
Таким образом, эмпирическим путем мы доказали, что большинство студентов в процессе коммуникации не уверены в себе и им сложно формулировать свои мысли. Для решения этой проблемы, по мнению стдуентов, нужно посещать тренинги или другие развивающие занятия, больше читать и общаться в жизни, а не в социальных сетях.
Список использованных источников
-
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.libma.ru/jazykoznanie/rechevaja_kommunikacija/p2.php – Дата доступа: 25.03.2016;
-
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya– Дата доступа: 25.03.2016.
Слишком мало респондентов участвовало в анкетировании. Извините, но насколько правдоподобны результаты, полученные при опросе всего 32 студентов?