Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого учащегося полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
На сегодняшний момент в психолого-педагогической литературе сложилось два якоря термина чтения:
- (в узком смысле)- перевод графической формы слова в звуковую;
- (в широком смысле)- «техника чтения» плюс понимание прочитанного.
Чтение относится к письменной форме речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительном их восприятии. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей [4, с. 45].
Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.
В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития [1, с. 76].
В области преподавания, использование технических средств обучения (в дальнейшем – ТСО) и контроля относится к числу наиболее актуальных проблем. Появление обучающей техники, возможность использования ее, изменили процесс обучения и коренным образом повлияли на методику преподавания.
Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [6, с. 89].
Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме [7, с. 96].
Современные технические средства могут оказать учителю исключительно большую помощь, а также необходимы для повышения качества обучения. Они помогают решать следующие задачи:
— дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
— повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать доступными для учащихся такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен (пятиминутный фильм может сделать доступным для учащихся объективно сложенный учебный материал);
— повысить темп изложения материала;
— удовлетворить наиболее полно запросы и любознательность учащихся;
— облегчить труд учителя и учащихся [5, с. 66].
Урок с применением технических средств — это качественно новый тип урока, на котором учитель вынужден согласовывать методику своего объяснения учебного материала с той методикой, которая принята в телевизионной передаче, кинофильме, звукозаписи и т. д.
ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать и т.п., т.е. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительное языковое окружение. Однако ТСО никогда не заменят преподавателя полностью.
Во время самостоятельной работы учащихся ТСО помогают закрепить и автоматизировать речевые навыки и умения, полученные на занятиях.
Технические средства обучения также классифицируются по характеру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства и аппаратура); по функциональному назначению (комбинированные средства-компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и группа вспомогательных технических средств обучения).[2, с. 102]
Основные трудности и недостатки, связанные с использованием ТСО на уроке, вызваны следующими причинами:
а) недостаточной подготовкой учителя к работе с различными видами средств обучения и комплексному их использованию;
б) работой с некачественной аппаратурой.
Качество проведения занятий в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
— являются источником информации;
— рационализирует формы преподнесения учебной информации;
— повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
— организуют и направляют восприятие;
— обогащают круг представления учащихся, удовлетворяют их любознательность;
— наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
— создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
— усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
— делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО недоступен;
— активизирует познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
— являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
— иллюстрируют связь теории с практикой;
— создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
— экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. [3, с. 125]
Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:
— информационная возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
— возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
— показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
— реальность отображения действительности;
— выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме [8, с. 77].
Список использованных источников
-
Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под редакцией М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, М. : Просвещение, 1977.- С. 206.
-
Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили // – Минск, 1990.
-
Анисимов, В.М., Андреева. К.Е., Сокорутова, Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
-
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1987.
-
Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
-
Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия, 2003. — 256 с.
-
Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АОРКТИ, 1999-160с.
-
Фролова, В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. – 1989 — №7 – с.24-27.