Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.
Все психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии; при этом зарубежные исследователи (В. Штерн [15], Д. Дьюи [4]) рассматривали воображение дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской психологии начало исследованию воображения в рамках материалистического понимания психики было положено в работах Л. С. Выготского [1], [2], который обосновал существование воображения как самостоятельного психического процесса и показал, что воображение, не есть проявление аутизма ребенка, а, так же как и остальные психические процессы, является отражением окружающей действительности и получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте.
О. М. Дьяченко отмечает, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение [6].
Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда [13] и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. Неофрейдисты также полагают, что основная функция воображения – это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех [5].
О. М. Дьяченко отмечает, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний [7]. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т. п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).
Познавательное воображение связано с развитием символической функции: его основная задача – специфическое отражение объективного мира, преодоление противоречий в представлении о действительности [3, с. 169].
Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения.
С. Янсон, С. Виноградов отмечают, что чем лучше развито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем более «одушевленные» и непростые страхи населяют его жизненное пространство [6].
Пока страх не выходит за пределы разумного, в нем нет ничего ужасного или дезадаптивного. Он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию и счастью индивида [9, с. 312].
В процессе исследования страхов у детей Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова пришли к выводу, что он является причиной многих нарушений здоровья и что нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под воздействием страха [12]. Изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью [12, с. 3 – 4].
Нами было проведено исследование по изучению зависимости количества страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровня развития их воображения.
Для выявления особенностей воображения дошкольников была использована методика О. М. Дьяченко «Дорисуй фигуру». Детям предлагалось последовательно 8 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений, так и простые геометрические фигуры. Результаты эксперимента подвергались количественной и качественной обработке. Количественная обработка результатов состояла в выявлении степени оригинальности данного ребенком изображения, так как именно оригинальность, необычность продукта рассматривается всеми авторами как существенная характеристика творческого воображения. Затем проводилось сравнение различных изображений, созданных каждым из детей на основании одного и того же эталона. После этого подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор), который у каждого ребенка был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него самого и не повторяющихся ни у кого из детей группы [5].
Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у детей нами была использована методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. Панфиловой. Анализ полученных результатов заключается в том, что подсчитываются страхи в черном доме и сравниваются с возрастными нормами [8, с. 118].
Анализируя результаты методики «Дорисуй фигуру» О. М. Дьяченко мы выделили следующие уровни развития воображения детей среднего дошкольного возраста: высокий уровень (оригинальные рисунки, не повторяющиеся самим ребенком и другими детьми группы) – 26 %; средний (есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком и другими детьми) – 74 %; низкий (беспредметные изображения) – 0 %.
В ходе эксперимента по изучению видов страхов было выявлено, что на первом месте находится страх сказочных героев (69,7 %), что совпадает с результатами специального опроса, проведенного А. И. Захаровым, который считает, что страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Также наиболее часто встречаются страхи страшных снов, темноты, животных, огня, врачей, уколов и боли; реже встречаются страхи умереть, опоздать, замкнутого пространства, войны, крови, неожиданных звуков и вообще не представлен страх больших улиц. Все выявленные нами страхи являются возрастными и из них 31,8 % имеют ситуативное происхождение, 18,2 % – личностно обусловленный характер, 27,7 % – реальные страхи и 22,3 % воображаемые страхи.
Сравнивая среднее количество страхов с возрастной нормой, которую определил А. И. Захаров, мы получили следующее: только у 26 % детей количество страхов отклонено от нормы.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод: чем выше уровень развития воображения, тем больше видов страхов будет преобладать у детей среднего дошкольного возраста (высокий уровень воображения и отклонение количества страхов от нормы – по 26 %).
Именно эти дети (26 %) требуют повышенного внимания и индивидуального составления коррекционных мероприятий.
Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в среднем дошкольном возрасте детские страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер.
С. А. Панченко предлагает в работе по преодолению тревожности у детей следовать следующим этапам:
- На первом этапе работы со страхами проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его размер, цвет: «Закрой глаза, вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера».
- Затем проводится обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?».
- На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха.
- Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться». Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы их больше не пугал.
- Если ребенок осуществляет подобный выбор, то работа продолжается. Ему предлагается нарисовать образ своего страха совсем нестрашным [11].
В своих работах А. И. Захаров описывает два способа устранения страхов: рисование и игра.
Рисование, по мнению А. И. Захарова, – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям. Рисование, таким образом, выступает как способ выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития [8]. Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки [8, с. 134 – 135]. Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50 % при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20 %, можно проиграть по сочиненным на их тему историям [8, с. 146 – 147].
Игра, по А. И. Захарову, – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности; это движение, победа, радость, удовольствие. Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование [8].
А. И. Захаров выдвигает следующий тезис в своих книгах: «Игра является наиболее эффективным средством для избавления от страха». В качестве примера он приводит Жоржа Сименона. Знаменитый писатель, автор многочисленных детективных романов, был крайне застенчивым и боязливым человеком. Он и придумал бесстрашного комиссара Мегрэ, чтобы компенсировать эти недостатки характера. Каждый роман с участием комиссара – это своеобразная игра в жмурки, где интеллектуально сложная и эмоционально интригующая детективная история построена так, чтобы никто заранее не догадался о ее развязке. И вот в один прекрасный день, Сименон не смог заставить себя писать привычно и легко, как раньше. Происшедшую с ним метаморфозу можно объяснить тем, что он наконец-то стал уверенным в себе человеком. Став собой, Жорж Сименон уже не нуждался во втором «я», воплощенном в образе комиссара Мегрэ, потерял окончательно к нему интерес и перестал сочинять, как раньше. Сам писатель свое творчество определял не только талантом, «но всей жизнью, которая была посвящена постепенному избавлению от унаследованных страхов». Эти слова говорят о том, что всю свою предшествующую жизнь он лечил себя сам, придумывая ежедневно одну историю страшнее другой. Проигрывая все это в уме, автор и сам постепенно освобождался от излишней робости и неуверенности, что и позволило ему, в конце концов, обрести себя [8, с. 149 – 150].
Так и ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям помогает побороть страх и испуг. Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.
Также А. И. Захаров разработал комплекс игр, направленный на устранение страхов у детей. В этот комплекс входят такие игры, как «Пятнашки», которые лучше всего снимают страх неожиданного воздействия, «Жмурки» – страх замкнутого пространства, «Прятки» – страхи темноты, одиночества и опять же замкнутого пространства. Вместе все три игры естественным образом устраняют столь часто встречаемое перед сном в младшем дошкольном возрасте сочетание страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства. Играть в пятнашки можно (и нужно) с 2 лет, в жмурки с 3, а в прятки – с 1 года [8].
Еще одним способом преодоления тревожности являются этюды на выражение различных эмоций, которые способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребенок учится выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимания к себе. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, выражая свое горе или свою проблему, пусть даже очень небольшую, он может показать эту эмоцию с помощью мимики или жестов, при этом достигается цель привлечения к себе внимания, снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка [10, с. 68]. Этюды на выражение страха способствуют повышению устойчивости к нему, а использование вместе с ними других методических приемов (например, рисование страхов, проигрывание ролей тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых и т. п.) может способствовать и полному исчезновению устойчивых страхов [14].
Для оказания помощи детям в преодолении страхов необходимо работать и с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы возникновения тревожности.
Список использованных источников
-
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
-
Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М., 1968. – 276 с.
-
Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М. В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
-
Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
-
Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – 1980. – № 2. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm. – Дата доступа: 31.01.2016.
-
Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – 1988. – № 6 – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm. – Дата доступа: 01.02.2016.
-
Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – 1987. – № 1 – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1987/871/871044.htm. – Дата доступа: 31.01.2016.
-
Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
-
Изард, К. Э. Страх и тревога / К. Э. Изард // Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб., 1999. – Гл. 13. – С. 288 – 323.
-
Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
-
Панченко, С. А. Мне страшно… Я боюсь / С. А. Панченко // Школьный психолог. – 2002. – № 14. – С. 8 – 9.
-
Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
-
Фрейд, З. Истерия и страх / З. Фрейд. – М.: СТД, 2006. – 317 с.
-
Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
-
Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – С. 314 – 322.
Согласна, детские страхи — это результат воображения ребёнка. Думаю, этот материал будет полезным не только учителям и воспитателям, но и родителям.