^ Вверх

УДК 101.1:316

 

Бабук А.В.

 

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка экономических специальностей Белорусского государственного университета

 

ВЗРОСЛЫЙ И РЕБЕНОК В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема правового сопровождения процесса социализации личности на ранних этапах ее развития. Рассматривается феномен ювенальной юстиции, анализируются положительные и отрицательные его стороны.

 

Современная гуманитарная наука, в том числе и педагогика наряду с возрастной психологией рассматривает детство не только как определенный период развития человека, но и как особый психокультурный феномен, который постепенно сформировался в человеческой культуре. Вот почему в западноевропейской науке существует целое антропологическое направление под названием «философия детства».

Если рассматривать детство в контексте эволюции отношений ребенок-взрослый, то можно сказать, что при «старом порядке» ребенок существовал в тесном «ежедневном контакте со старшими» [1, с. 367], тем самым активно участвуя в жизни родителей. Кроме того, ребенок тогда рассматривался как недоразвитый взрослый, поэтому буквально с ранних лет он готовился ко взрослой жизни: мальчиков обучали боевым искусствам и воспитывали как будущего воина, поскольку основным занятием мужчин древности являлась война, девочек же обучали домашнему ремеслу и готовили к будущему супружеству и материнству. Родитель в такой семье обладал непоколебимым авторитетом у детей. Главной составляющей такого воспитания составляла преемственность, т.е. традиция передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Отец в такой семье часто участвовал в боевых походах, поэтому редко бывал дома. Однако отец был не просто добытчиком, как сейчас принято говорить о мужчине, а учителем ценностей, Божьим избранником, поскольку воспитание в древности предполагало обучение добродетели, т.е. доброму делу. Как пишет Л. Зойя, в то время отец «почти никогда не терял уважения детей: он держал ответ перед Богом, и только Бог мог лишить его уважения» [4, c. 243]. Мать в такой семье была истинной хозяйкой и хранительницей домашнего очага, которая во всем повиновалась мужу, также преклоняясь перед его непоколебимым авторитетом.

Однако рост материального благосостояния и формирование, отрывание и затем окончательное отделение привилегированного сословия (дворянства в России и буржуазии на Западе) от общества привело к сокращению дистанции и снижению субординации в отношениях ребенок-взрослый. Современная семья рассматривает родителя больше не как авторитета, решающего проблемы семьи, а как друга и советчика. Ребенок в такой семье получает больше прав и свобод, которые были зафиксированы в связи с принятием в 1959 году Декларации и затем в 1989 году Конвенции прав ребенка.

Согласно этим документам «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [3]. Конвенция описывает множество прав, которые ребенок имеет с момента рождения. Это такие права как право на имя, жизнь, гражданство, образование, воспитание, заботу, защиту и т.д. Кроме того, данный документ утверждает и раскрывает сущность обязанностей в первую очередь взрослых, которые призваны обеспечить ребенку так называемое «счастливое детство», гарантируя ему стабильность и безопасность с момента появления на свет.

Однако как оказалось, созданные в современном обществе под эгидой наблюдения за соблюдением прав ребенка социальные институты, призванные изначально сражаться за жизнь и здоровье детей, прикрываясь борьбой против насилия в семье, безосновательно отбирают детей из семей, лишая ребенка родителей как главных создаталей и хранителей детского счастья.

Как это происходит?

В каждой стране, которая входит в Совет Европы, были созданы службы социальной опеки и попечительства, призванные заниматься образованием и воспитанием детей в неблагополучных семьях. Однако сегодня эти службы взяв институт семьи под тотальный контроль, изымают детей из семей, лишая, таким образом, родителей права выбора способа воспитания собственных детей. Так, например, рекомендованы к изъятию из семьи дети, родители которых не создали хороших, с точки зрения служб опеки жилищных условий (малая жилищная площадь), недостаточно зарабытывают денег, сильно контролируют своих детей (эмоциональное насилие), что-либо запрещают своему ребенку, не покупают ему игрушек (психологическое насилие) и т.д. Иными словами родители согласно презумпции виновости по ювенальной юстиции являются виноватыми уже только в том, что они – родители, которые воспитывают и проявляют заботу о своих детях. Всякое побуждение, принуждение или призыв к кому-либо действию ребенка со стороны родителей классифицируется службами социальной опеки как проявление насилия [9, с. 4]. Доходит до абсурда, мол, если родитель не купил ребенку шоколадку или игрушку, значит проявил насилие и ребенка из такой семьи необходимо изъять. Если родители в семье ругаются, ребенка также нужно изъять. Так, например, во Франции российскую гражданку Наталью Захарову лишили родителских прав после развода с мужем-французом, отняв 3-летнюю дочь Марию с эксцентричной формулировкой – «за удушающую родительскую любовь» (!). Сегодня эта девочка уже больше десяти лет проживает в чужой семье вдали от родной матери.

Те же тенденции наблюдаются сегодня и в России. Работники детского сада или медицинского учреждения, заметив ссадину или синяк на теле ребенка, имеют полное право обратиться в службу опеки, и родителей могут лишить родительских прав практически без особых разборов. По закону социального патроната изъятие ребенка из семьи является одной из мер профилактики насилия в семье. При этом согласно ювенальной юстиции взрослый родитель прав никаких не имеет. Так, например, в 2015 году из одной молодой российской семье Тонких, проживающей в г. Новороссийске, служба опека отобрала двух детей трехлетнего возраста, сочтя семью неблагополучной.

Сегодня феномен ювенальной юстиции добрался и до Беларуси. Помимо уже существующего 18-го декрета Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 [5] г. 4 января 2014 года в стране был принят закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», согласно которому к административной или уголовной ответственности может быть привлечено лицо, совершившее насилие в отношении другого члена семьи. Данный «закон распространяется не только на супругов в официальном браке и родственников, но и на иных граждан, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство» [6]. В результате по всей Республике Беларусь сегодня можно встретить объявления, плакаты, транспаранты с телефонами доверия. На этих плакатах изображены ругающиеся взрослые и плачущий ребенок. Сразу напрашивается риторический вопрос – есть ли вообще в нашем обществе семьи, где родители не ругаются? Выходит, надо изымать детей из всех наших семей и лишать взрослых родительских прав. Вопрос оставим без ответа.

В Западной Европе лишив взрослого права выбора способа воспитания детей, институт ювенальной юстиции заставляет отдать изъятых «неблагополучных» с ее точки зрения детей на попечение так называемым однополым семьям, которым с недавнего времени официально разрешено усыновление/удочерение. Как сообщает бывший детский омбудсмен в Российской Федерации Павел Астахов, этим действием «достигается два эффекта. Первый – ребенок воспитывается в Норвегии и плюс бездетная или однополая семья, которая не сможет ни при каких условиях раздобыть ребенка, получает его. К сожалению, служба защиты детей существует уже несколько десятков лет, и она только наращивает свои обороты. 49 тыс. случаев только рассматривалось в 2010 году, а общее количество изъятых детей очень сложно подсчитать, так как эти сведения не разглашаются» [2]. Дальнейшая судьба изъятого ребенка может быть очень тяжелой, поскольку он, как правило, в такой «семье» подвергается сексуальному насилию, что неизбежно приводит к расстройству психики, а порой и даже к умопомрачению.

Одним из чрезвычайных последствий принятия ювенальной юстиции является девальвация традиционной модели отношений ребенок/взрослый, основанной на ответственности и авторитете взрослого, с одной стороны, и на послушании ребенка, с другой стороны. Однако в современных, прежде всего, западноевропейских семьях, где подорвано патриархальное начало, наблюдается отсутствие взаимодействия между ребенком и взрослым, сопровождаемое беззаботной вседозволенностью детей и равнодушной беспомощностью взрослых. В результате в современной детоцентричной семье, где ребенок становится идолом и главой угла, практически полностью разрываются родовые связи поколений и отсутствует преемственность.

Таким образом, современный социум переживает трансформацию ценностей, главное воздействие которой приходится на семью как «ячейку общества» («малую Церковь»). В результате этих трансформаций феномен детства, исторически переживший сложную эволюцию под влиянием цивилизационных преобразований от тесного существования со взрослым до полного отделения и открытия ребенка как особого типа человека со своими психофизиологическими особенностями, переживают кризис. Дальнейшая же эволюция детства на Западе привела к борьбе за права ребенка и принятию так называемой ювенальной юстиции, что в корне вызвало надлом преемственности. Постепенное игнорирование прав родителей, образ которых в сознании сторонников ювенальной юстиции противопоставляется образам детей, якобы страдающих от «насилия в семье» привело к сознательному изъятию детей из семей и выдаче их на усыновление так называемым однополым семьям, что, в сущности, является разрушением института семьи.

Каков выход из данного антропологического кризиса детства?

Выход из данной ситуации, по нашему глубокому убеждению, видится в недопущении принятия ювенальной юстиции и следовании модели традиционного христианского брака, понимаемого согласно римскому праву как добровольный союз мужчины и женщины, при котором происходит «полная общность жизни, слияние в божеском и человеческом праве» [8, с. 186]. Согласно христианскому представлению о браке «муж есть главный распорядитель и управитель в доме» [7, c. 28], который бережет, хранит и защищает свою жену, как Иисус Христос заботится и хранит церковь; а жена во всем повинуется мужу. Причем повиновение это, как пишет священник А. Рождественский «не рабское, порождаемое страхом немилости мужа, как господина, а свободное, сердечное, порождаемое любовью к мужу, как наилучшему другу жизни» [7, c. 29]. Дети же в такой семье олицетворяют не эгоцентричный центр, а плод любви, за которым родители обязаны ухаживать, заботиться не только материально, но и внутренне, т.е. душевно и духовно, образовывая и помогая бороться со своими пороками с одной стороны, и в то же время, поощряя и развивая в них добродетели, с другой стороны. Именно поэтому воспитание в такой семье должно строиться путем поиска золотой середины между кнутом и пряником, похвалой и наказанием. В основе этой «золотой середины» находится жертвенная любовь, которая по словам апостола Павла «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор.13:7).

На наш взгляд, только поиск и нахождение этой середины, основанной на христианской жертвенной любви, в конечном итоге выстроит в нужном русле отношения как между как мужем и женой, так и родителями с детьми. В случае же узаконивания ювенальной юстиции, где ребенок становится иждивенцем, лишенным не только законных отца и матери, но даже собственной половой идентичности, человеческое общество само себя истребит, поскольку будет не способным к рождению и воспитанию себе подобных – полноценного мужчину и полноценную женщину.

 

Список литературы

  1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом Порядке / Ф. Арьес ; пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с.
  2. Астахов, П. Изъятые дети чаще всего попадают в однополые семьи : [Детский омбудсмен Павел Астахов – об истинных причинах изъятия у россиян детей в Норвегии и передаче их приемным родителям] / П. Астахов [Электронный ресурс] // Известия. – 2014. – 10 ноябр. – Режим доступа: http://iz.ru/news/579201. – Дата доступа: 06.06.2017.
  3. Декларация прав ребенка // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml. – Дата доступа: 26.01.2016.
  4. Зойя, Л. Отец / Л. Зойя. – М. : URSS : Либроком, 2013. – 277 с.
  5. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семья [Электронный ресурс]. // Декреты Президента Республики Беларусь. – 24 ноябр. 2006 г., №18. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/dekretp/index.htm. – Дата доступа: 26.01.2017.
  6. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс]. // Гид в законодательстве Республики Беларусь. – 4 декабр., 2014. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osnovah_deyatelnosti_po_profilaktike_pravonarushenij.htm. – Дата доступа: 26.01.2017.
  7. Рождественский А. Семья православного христианина / А. Рождествениский. – М. : Международ. изд. центр православ. лит. : Синод. резиденция Святешего Патриарха, 1994. – 590 с.
  8. Санфилиппо, Ч. Курс римского частного права / Ч. Санфилиппо. – М. : Норма, 2017. – 463 с.
  9. Семерник, С. З. Феномен ювенальной юстиции: нормы функционирования и социокультурная специфика / С. З. Семерник // Проблемы ювенальной юстиции в Республике Беларусь : материалы круглого стола. 20 марта 2013 г. / ЧУО БИП. – Ин-т правоведения \ Гродненский филиал”; редкол. Л.И. Данькова, Т.В. Филипчик, И.А. Белова.– Гродно : ЮрСаПринт, 2013. – С.3–6.