УДК 341.74:394.91
Каскевич Е.В.
(магистрант 1 курса заочной формы обучения педагогического факультета)
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – С.З. Семерник, доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент)
ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье анализируется понятие «этнической толерантности» в академической среде, где обучаются представители различных этносов. Рассмотрены структура толерантности и специфика организации работы по формированию этнической толерантности в среде высших учебных заведений.
В динамичном, стремительно развивающемся мире в последнее десятилетие наблюдается интенсификация миграционных процессов, связанных и с переменами места жительства, и со стремлением получить образование в более престижном университете. Академическая мобильность уже не является понятием, доступным лишь ограниченному кругу людей. В белорусских вузах для поддержки и создания условий для развития мобильности студентов функционируют не только договоры партнерских соглашений между университетами, но также и международные образовательные программы, в которые стремятся включаться высшие учебные заведения.
Однако наряду с положительными эффектами (способность к межкультурной коммуникации, изменение самовосприятия, знание о других культурах, изученных изнутри и др.) возникают и негативные преграды (психологические, педагогические различия, конфликты мировоззрений, сложности в переходах от одной системы образования к другой и обратно).
В данной статье мы обращаемся к вопросу этнической толерантности, с которой сталкивается каждый учащийся, включенный в академическую мобильность и обучающийся в многонациональной группе.
Толерантность, по определению Соколова В. М., представляет собой «определенную мировоззренческую и нравственно-психологическую установку личности на принятие или не принятие различных, чуждых идей, обычаев, культур, норм поведения и т. д.» Толерантность предполагает терпимость ко всему отличному от привычного образа жизни личности [3, с.54].
Согласно Oxford Dictionary, толерантность представляет собой «справедливое и объективное отношение к тем, чей образ жизни отличается от собственного; готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от ваших собственных, хотя вы можете не согласиться или одобрить их» [4, с.567]. Развитие этнической толерантности раскрывает человеку не только окружающий мир, но и позволяет лучше понять себя во всем многообразии человеческих отношений.
Этническая толерантность характеризуется такими человеческими способностями, как способность проявлять терпение к неизвестному образу жизни иных этнических групп, к традициям и особенностям поведения, обычаям, чувствам, религиозным практикам и т. д. Являясь внутренней установкой, этническая толерантность проявляется в таких чертах, как самообладание, выдержка, высокая степень принятия других. Она особенно проявляется в непривычных, новых ситуациях, столкновениях в межличностном взаимодействии.
Изучая этническую толерантность, М. Н. Рамазанова выделяет два аспекта данного явления:
- личностные качества, которые включают этническую идентификацию, развитие менталитета, а также интерес к изучению родного языка, культуры, истории;
- уважительное отношение к другим культурам, дружба с представителями других национальностей, гуманистическое признание ценностей других народов [2, с. 28].
Этническая толерантность включает следующие компоненты:
- когнитивный. Личность имеет представления о других этносах, культурах, равности всех людей в своих правах.
- эмоциональный. У человека сформирована система отношений к другим группа.
- поведенческий. Другие этносы интересны человеку и он стремится узнавать их, готов корректировать свое отношение и систему представлений об этнических группа [2, с. 30].
Каждый из этих компонентов находит свое отражение в структуре этнической толерантности человека и может проявляться на разных уровнях в различных ситуациях.
Несмотря на то, что вопрос об этнической толерантности часто поднимается в обществе, существует необходимость дальнейшего изучения данного понятия, проведения работы по формированию толерантности к представителям иных этносов.
Среди учебных заведений именно в вузах остро проявляется данная проблема в связи с развитием академической мобильности, совместным обучением представителей разных культур и народов. Академическая мобильность является одним из средств повышения качества образования при условии создания миграционных возможностей для студентов, позволяющая учащимся включаться в образовательные системы стран, изучать традиции представителей этносов. Все это является основой для формирования этнической толерантности, позволяющей расширять систему представлений учащихся о многообразии мира.
Мобильность в образовательной сфере предполагает не только активность обучающихся в ходе реализации образовательного процесса, но и подвижность процессов передачи и усвоения информации, культурных образов, ресурсов, технологий обучения.
Следует понимать, что этническая толерантность не формируется спонтанно, случайно. В учреждениях высшего образования должна проводиться система мероприятий, основной задачей которых будет формирование этнической терпимости к представителям других наций. Это позволит направить систему построения взаимоотношений между учащимися в русло доброжелательных, терпимых отношений.
Изучая вопрос о способах формирования толерантности, Арзамасцева Н. Г. определяет следующие возможные методы работы с учащимися: изучение других культур в рамках преподаваемых дисциплин; организация социально-педагогической деятельности вуза, проведение дней культур и т. д. [1, с.15]. Каждая из предложенных форм позволяет представлять обучающимся мир другим этносов, специфику организации их жизни и образа мышления, что формирует у студентов широкий кругозор, устойчивость к неизвестным ситуациях, создает условия для ориентировки в постоянно изменяющемся мире.
Таким образом, этническая толерантность, как способность человека принимать ценности и взгляды других этносов, является острым вопросом, решение которого позволяет не только расширить кругозор человека, но и сформировать систему благоприятных отношений между людьми. В условиях академической мобильности, когда обучающиеся имеют возможность обучаться с представителями разных национальностей, формирование толерантности должно проводиться в рамках систематической работы взаимодействия представителей этносов.
Список литературы
- Арзамасцева, Н. Г. Развитие этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе / Н. Г. Арзамасцева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1 –– С. 13–25.
- Рамазанова, М. М. Воспитание толерантности в поликультурной образовательной среде / М.М. Рамазанова, В.Н. Цатуров — Махачкала : ИПЦ ДГУ. — 2008. –– 81 с.
- Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции // СоцИс.— 2003. —№ 8. — С. 54–63.
- The Oxford Dictionary of English Etymology. –– Oxford: Oxford University Press. ––1985 — P. 567.