^ Вверх

УДК 130.1:316.4

Дубравина А.М.

 

аспирант кафедры философии

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Семерник С. З., доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент)

 

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема изучения социальных иллюзий, поднимается вопрос о возможностях систематизации накопленных представлений о данном феномене общественного сознания.

 

В ХХI веке в связи с возрастанием значения информации, особую роль приобретают проблемы идеологической безопасности, манипулятивных технологий, виртуальной реальности. Вышеназванные феномены неразрывно связаны с таким понятием как социальные иллюзии.

Под социальными иллюзиями мы понимаем социокультурный феномен, проявляющийся в формировании, существовании либо воспроизводстве неадекватных действительности представлений о себе и о социальной реальности в целом со стороны определенного индивида, социальной группы (или совокупности групп). Этот духовный феномен в значительной степени относится к сфере бессознательного.

Многие ученые обращались к вопросам классификации социальных иллюзий. В работах И. Канта, В. Парето, И.А. Недуговой, В.Н. Пяткова, Л.В. Шукшиной, А.А. Байкова [1; 2; 3;4; 5] мы находим различные подходы к исследованию этого вопроса.

По нашему мнению, продуктивным для составления классификации социальных иллюзий является темпоральный критерий.

По фактору длительности формирования мы выделяем архетипические и актуальные иллюзии.

По продолжительности существования выявляются следующие группы социальных иллюзий: перманентные и временные.

Такой фактор как перманантность позволяет говорить о наличии линейных и циклических иллюзий.

Основываясь на цивилизационном подходе, мы можем выделить специфические цивилизационные иллюзии, присущие в большей степени той или иной цивилизации.

Согласно времени возникновения иллюзий на основе классификации периодов общественного развития, с точки зрения способа производства (Тоффлер, Белл и др.), можно вычленить социальные иллюзии доиндустриального общества, социальные иллюзии индустриального и постиндустриального обществ.

При классификации по социально-историческому признаку с опорой на формационный подход можно обособить иллюзии первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического обществ.

Близок предыдущему критерию классификации социальных иллюзий критерий актуальности, востребованности идей, заложенных в иллюзиях. В соответствии с ним различаются принимаемые – активно влияющие на массовое сознание, непринимаемые и пограничные иллюзии.

 Также в качестве основы для выделения видов иллюзий можно взять источник возникновения социальных иллюзий (субъект, от которого исходит социальная иллюзия, генератор социальных иллюзий). По этому признаку иллюзии имеют двоякое происхождение. Они могут быть эндогенного и экзогенного характера.

Иллюзии возникают у людей в процессе их жизнедеятельности в первом случае – самостоятельно (стихийно). Огромная и практически неизученная область — самообман: люди сами у себя вызывают те или иные иллюзии, дорожат ими и отстаивают право на них даже с риском для жизни.

Во втором случае иллюзии – вызываются под влиянием сторонних субъектов (внешних сил, экзогенных факторов). В качестве продуцентов (индукторов) социальных иллюзий могут выступать: социальные группы, общественные организации, фирмы, корпорации, холдинги, концессии, представительства, союзы, партии, комитеты, правительства и т. д. При этом механизмы трансляции данными субъектами социальных иллюзий могут быть многообразны: посредством СМИ (особенно рекламы), официальной государственной идеологии, корпоративной политики и т.д. Данные иллюзии, имеющие источником экзогенные факторы, можно еще назвать управляемыми.

По роли (положительной или отрицательной), которую социальные иллюзии играют в жизнедеятельности людей, их подразделяют на разрушающие (деструктивные) и созидающие (конструктивные) иллюзии. Следует заметить, что по этому показателю классифицировать феномен социальных иллюзий достаточно сложно, т.к. одна и та же иллюзия в различных социокультурных условиях может играть различные роли.

Чаще всего социальные иллюзии направлены на то, чтобы приукрасить действительность (прошлое или настоящее), вселить веру, надежду, придать инерцию определенной линии развития. Реже встречаются иллюзии, основанные на заниженных самооценках конкретного общества, упаднические, пессимистичные.

В соответствии с основными функциями мы выделяем мобилизирующие и демобилизирующие социальные иллюзии. Первые включают объединяющее механизмы, что дает возможность группе (нации) сохранить себя как единое целое. Вторые – демобилизирующие – обладают свойствами разрушать единство, дезинтегрировать общество

Если мы обратим внимание на сферу распространения социальных иллюзий или на то, насколько широко они представлены в обществе, то выделим следующие разновидности: ограниченные (присущие определенным стратам, профессиональным группам, субкультурам) и всеобщие (распространенные среди всех слоев населения).

По масштабу охвата (критерию объема или количеству реципиентов социальных иллюзий) выделяют иллюзии мировые и локальные.

Если рассматривать социальные иллюзии как один из инструментов манипуляции массовым сознанием. В качестве суггерента – субъекта, являющегося объектом трансляции социальных иллюзий – могут выступать большие, средние, малые социальные группы. Также при более обобщенном подходе выявляются иллюзии отдельных личностей (индивидуальные) и массовые (коллективные). В зависимости от адресата, мы полагаем возможным делить социальные иллюзии на соответствующие виды.

Индивидуальные иллюзии могут касаться обстоятельств жизни отдельной личности, а также ее отношений с определенными лицами.

Массовые часто формируются извне, редко стихийно, чаще с целью манипулятивного воздействия.

С точки зрения национальной специфики, социокультурных оснований можно назвать (этно) национальные (иллюзии отдельных наций, государств) и глобальные, общемировые или общечеловеческие иллюзии.

По критерию легальности различают официально принятые (являющиеся составной частью идеологии, национальной идеи, отраслей науки) и неофициальные: «бытовые», основанные на слухах, пересудах.

По эмоциональной окраске (с точки зрения качества) существуют иллюзии, в которых те или иные события, герои идеализируются либо демонизируются, т.е. создается утрированно (преувеличенно) положительный или отрицательный образ. Зачастую необоснованная демонизация отдельных социальных субъектов и периодов в истории может служить образцом отрицательной или «минорной» иллюзии.

Мы также можем характеризовать социальные иллюзии, используя сразу несколько критериев. Так, иллюзия может одновременно быть индивидуальной, духовной и демобилизирующей и т.п.

Феномен социальных иллюзий может быть раскрыт с помощью таких категорий как тип и форма. Тип социальных иллюзий – это взятые в единстве общие черты феномена социальных иллюзий (проявляющиеся в различных сферах общественной жизни), воздействующие на социальную динамику и характеризующиеся общими сущностными свойствами. По сферам жизнедеятельности общества, в которых возникают и действуют социальные иллюзии, существуют экономические, политико-правовые, социальные, духовные (культурные) иллюзии.

Форма социальных иллюзий – это совокупность внешних признаков, определяемых содержанием данного феномена.

По форме объективации можно выделить утопию, социальную мифологию, заблуждения, общественные стереотипы, симулякры, предрассудки, суеверия и предубеждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество разнообразных критериев для классификации социальных иллюзий. Мы можем использовать как один, так и сразу несколько критериев.
Также при характерстике социальных иллюзий используется такие категории как тип и форма.

 

Список литературы

  1. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 672 с.
  2. Недугова, И. А. Иллюзорное сознание: онто-гносеологический анализ : дисс. … канд. филос. наук : 09.00.01 / И. А. Недугова. – Челябинск, 2005. – 150 л.
  3. Пятков, В. Н. Социальные иллюзии как социально-философская проблема / В. Н. Пятков. – М. : Издательство «Инфо-да», 2005. – 147 с.
  4. Шукшина, Л. В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий : дисс. … д-ра филос. наук : 09.00.11 / Л. В. Шукшина. – Саранск, 2010. – 301 л.
  5. Байков, А. А. Классификация основных видов иллюзий относительно взаимодействия с субъектом [Электронный ресурс] / А. А. Байков // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – № 4. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Baykov_Types-of-Illusions/. – Дата доступа: 15.02.2017.