^ Вверх

УДК 101.1:316

 

Белко Е. И.

 

магистрант филологического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Кирвель Ч. С., заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор)

 

ДУХОВНО-МЕНТАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

 

Аннотация. В статье поднимается проблема развития восточнославянских народов в современном мире. Анализируется влияние ментальных установок на возможность адекватного действия данных народов в условиях глобализации.

 

Популярное понятие «глобализация» сегодня используется в различных смыслах, но прежде всего под глобализацией понимают всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических и информационных механизмов западной цивилизации. Как и во всяком явлении, в глобализации есть положительные и отрицательные стороны. Апологеты глобализации верят, что на наших глазах формируется общество абсолютно безграничных возможностей, казалось бы, всемирный культурный обмен способствует более сознательной идентификации национальных культур, формирует у народов терпимость, стремление к мирным формам культурной экспансии. Но взаимозависимость народов делает их и взаимоуязвимыми [1].

В числе минусов глобализации для большей части человечества стоит экспансия передового меньшинства планеты. Естественно, что невиданными возможностями информационной революции воспользовались, прежде всего, новые избранные. Облик современного мироустройства сформирован западной цивилизацией. Мировой цивилизации навязаны западные ценности, формы жизни, языки, экономический уклад, технологии. Вследствие этого человечество также втянуто в тупики, кризисы и угрозы, которые переживает западный дух. Транснационал западного происхождения использует достижения глобализации и ресурсы развитых стран для всемирной экспансии, – установления нового мирового порядка. Головным субъектом глобалистской экспансии является Федеральная резервная система США, в которую входят инвестиционные банки Уолл-Стрит [1]. Доллар превращён в мировую валюту, Пентагон – мировой жандарм, Голливуд – конвейер мировой культуры, американские университеты – фабрики мировых мозгов. В США концентрируется основной финансовый, технологический и интеллектуальный капитал планеты, а в то время ширится технологический разрыв между США и остальным миром. Западная Европа является вторым эшелоном глобализации, а азиатские индустриальные страны – третьим. На плацдарме глобализации существуют свои противоречия, борьба интересов, соперничество, но в противостоянии остальному миру, миру «периферии», они объединены общими интересами.

Н. Я. Лактионова утверждает, что «мировой капитал создаёт в странах не-Запада плацдармы для своего бизнеса, каналы, по которым перекачиваются сырьё, материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы этих государств. “Третьему миру” при этом уготована роль буферной зоны для сброса кризисов «первого мира». И здесь существуют пропагандистские шаблоны европоцентризма: “демократия”, “либеральная экономика”, “открытое общество”, “плюрализм”, “права человека” и прочее – все это раскручено, растиражировано и запущено в работу. Таким образом, конструирование глобального мира имеет совершенно определённые цели – это ограбление мировой периферии и духовная власть над ней» [1].

Эффективно манипулировать можно только теми странами и народами, которые примут глобализацию добровольно. Остальную часть человечества необходимо колонизировать с применением военной силы. Все нынешние и ближайшие войны по преимуществу обусловлены потребностями глобалистской экспансии. Поэтому главные направления геополитики США совпадают с зонами добычи и транзита энергоносителей. Страны, не имеющие ядерного оружия, бесцеремонно подавляются военной силой (Югославия, Ирак) [1]. США напали на Ирак не для его разоружения и изъятия оружия массового поражения (которого там не было), а для того, чтоб поставить под контроль государство, обладающее большими ресурсами и опасно неподдающееся глобализации.

В целом, 20 % населения планеты ведут потребительский образ жизни. Эти 20 % называются «золотым миллиардом». Для прикрытия неизбежной экспансии стран «золотого миллиарда» формулируется концепция однополюсного мира, которая декларируется как справедливая или даже идеальная модель миропорядка. Теоретики глобализации оценивают наступающую экономическую эру через формулу 20:80. Вскоре для функционирования колеса мировой экономики будет достаточно 20 % населения, остальные 80 % будут обречены на деградацию и принуждены к адаптации путём самоограничения, поскольку всем странам за пределами золотого миллиарда навязывается экономический курс, разрушающий экономический суверенитет государств.

Несмотря на планетарные амбиции, глобализация вовсе не глобальна, так как лишена вселенской заданности и всеобщего распространения. За информационным и экономическим забором «глобализаторов» остаётся еще множество стран, и даже целый материк Африка. Глобализм не способен на партнерство и диалог культур, всякая иная культура с позиций абстрактных общечеловеческих ценностей воспринимается как никчемность. Претендуя на универсальную картину мира, глобалистская экспансия насаждает однообразное фрагментарное мировоззрение, ограниченное натуралистическим измерением. Насильственная унификация жизненного разнообразия противоречит сущности бытия, поэтому чревата для человечества катастрофой.

Особое значение для белорусского народа и государства имеет вопрос о перспективах развития восточнославянской цивилизации в контексте глобальных трансформаций миропорядка. В ХХІ век восточнославянская цивилизация вступила экономически ослабленной и политически расколотой, у русского, белорусского и украинского народов угасает непосредственное чувство единства и общности [3, с. 1]. По сути, происходит деславянизация мира. Славяне все еще не выработали согласованных мер по противодействию всем этим разрушительным тенденциям. Для того чтобы выжить и не оказаться на обочине исторического процесса, нам необходимо выработать и осуществить инновационную, прорывную стратегию. Наиболее важная цель для славян в геостратегическом плане – это формирование восточнославянского цивилизационного центра силы и развития на собственной культурно-исторической основе [4, с. 322]. Дело в том, что славянский народ – чужой для объединенной Европы, для Азии и для мусульманского мира. По этой причине для славян остается только одно – консолидироваться и создать свой центр развития и силы, либо превратиться в почву для развития других цивилизаций.

Следует иметь в виду то, что в наше время надежную историческую перспективу для своего выживания и развития имеют только страны с большим количеством минеральных и энергетических ресурсов, т. е. те страны, которые овладели либо овладевают высокими технологиями. Это значит, что на сегодняшний день на первый план вышли два фактора, определяющих развитие – сырьевой и технологический. В связи с этим, следует обратить внимание на следующую статистику: население США составляет менее 5 % от мирового, а потребляет более 40 % ресурсов задействованных сегодня. Промышленность, инфраструктура и транспорт США уже в течение 30 лет съедают весь кислород, который растения США производят. Если бы можно было отделить США от Сибири и джунглей Латинской Америки, штаты перестали бы существовать.

Как уже говорилось, «страны золотого миллиарда» потребляют 80 % мировых ресурсов, но на данный момент им этого уже не хватает. По этой причине у стран золотого миллиарда есть два пути развития: либо они начнут снижать достигнутые стандарты потребления, что маловероятно, либо правительствам этих стран придется усилить эксплуатацию других стран. Западная цивилизация – потребительская, и не может существовать, не расширяясь за счет других цивилизаций, которые она постепенно тоже «потребляет».

А вот другая статистика: в России население от мирового составляет более 2 %, а на ее территории сосредоточена одна треть мировых энергетических и сырьевых запасов. Это играет огромную роль на сегодняшний день, поскольку наша планета «тонет» как Титаник и ресурсы заканчиваются, а экологические проблемы обостряются. У России есть Западная и Восточная Сибирь – богатейшие в мире кладовые сырьевых и энергетических ресурсов. Разведанные ресурсы в денежном эквиваленте составляют 160 тысяч долларов на человека, в то время как в Европе это лишь 6 тысяч долларов на человека. В одном Байкале содержится 24 % мировых запасов питьевой воды. России принадлежат более половины черноземов планеты, которые могут прокормить более 800 миллионов человек. Более половины хвойных лесов планеты также находятся на территории России [4, с. 323]. По этим причинам многие страны смотрят с вожделением на русские богатства.

Россия одна, без стратегического, экономического, политического и военного союза с остальными восточнославянскими странами, вряд ли сможет сохранить свою целостность и удержать свои ресурсы. Если восточнославянские страны не будут сотрудничать – вероятно, они превратятся в колониальную или полуколониальную периферию других центов силы. И мало того, что Запад пытается разделить восточнославянский мир, мы сами активно и с энтузиазмом разделяемся [4, с. 326], стремясь угодить Западу и стать Западом.

Говоря о судьбе восточнославянских народов в глобализационном круговороте, стоит поставить один из актуальнейших вопросов: а нужны ли Западу Беларусь и Украина? Нужны. Но лишь для четырех целей:

  • Чтобы ослабить Россию;
  • Для генно-биологической подпитки белой расы, поскольку Европа «стареет» и в нее приезжают мигранты из азиатских и арабских стран;
  • В качестве рабочей силы;
  • Как элемент внешнего периметра безопасности.

В других отношениях Беларусь и Украина Западу не нужны. Запад не считает Украину и Беларусь европейскими государствами, ведь Европа – это не только единые стандарты, но и общее культурно-цивилизационное наследие, к которому Беларусь и Украина не имеют никакого отношения [4, с. 325].

Можно говорить о том, что перед Беларусью и Украиной открывается три возможных пути развития [2, с. 446]:

А) двигаться в западном направлении с перспективой полной потери своей политической субъективности, крахом экономической системы, «вымыванием» наиболее активного слоя населения, как это происходит и сейчас. Беларусь и Украина могут таким образом с течением недолгого времени превратиться в глухую окраину Европы и изгоев Евразии. Европа не нуждается в этих странах, они ей чужды духовно.

Б) некоторое время маневрировать между Западом и Россией, надеясь на получение разного рода преимуществ и преференций с двух сторон. Но это, вероятно, приведет только к потере исторического времени и ослаблению потенциала развития этих стран.

В) взять курс на крупномасштабное сближение с Россией. Если Россия, Беларусь и Украина создадут свой самодостаточный региональный центр развития и силы, они сохранят свои богатства и территорию, а недра Сибири в случае тесного и равноправного союза станут общими стратегическим ресурсом.

В реальности, Беларусь и Украина только в союзе с Россией могут стать значимыми субъектами мировой политики. В случае реализации третьего сценария перед восточнославянскими странами открывается перспектива длительного и устойчивого развития. Тогда мы сами сможем определять свой путь, свою стратегию, свою идеологию и свой перспективный «социальный проект». Никто не сможет нам диктовать свои условия.

Тем более, учитывая общность исторических путей восточнославянских народов, их культурно-цивилизационную близость и тесные связи, можно говорить о том, что они являются естественными союзниками [4, с. 327].

По этой причине восточнославянскому миру необходима духовная мобилизация. Мы должны выработать абсолютно новый проект развития для наших стран. Это задача трудная и творческая, поэтому подражание Западу не может быть источником вдохновения. Перспективными ответами на глобальные вызовы и проблемы современного мира могут стать ряд ключевых принципов организации и функционирования восточнославянского центра силы и развития. К их числу относятся:

  • приоритет духовно-ценностного, а не рассудочно-потребительского способа связи человека и мира;
  • экологосберегающее отношение к природе, сформированное в рамках православной картины мира;
  • способность к гармонизации разнородных этнических, конфессиональных и социальных начал как условия подлинного плюрализма
  • доминирование женского начала в культуре, могущего выступать в разнообразных превращенных формах (терпимости, жертвенности, бескорыстной любви) [3, с.7].

Условием выдвижения принципиально новой модели социокультурного развития является отказ от имитационного пути исторического движения и концепции «догоняющего развития» [3, с. 7]. Мы должны сопоставить бесперспективные идеи западников, выявить оптимальные пути развития восточнославянских народов на собственной культурно-цивилизационной основе и направить движение Беларуси, России и Украины в сторону свободной, не занятой и не детерминированной другими странами ниши существования в нынешнем противоречивом геополитическом пространстве [4, с. 329].

 

Список литературы

  1. Аксючиц, В. В. Неглобальность глобализации [Электронный источник]. – Режим доступа: http://izborsk.md/blog/2017/02/14/neglobalnost-globalizatsii/. – Дата доступа: 28.04.2017.
  2. Кирвель, Ч. С. Социальная философия : учеб. пособие / Ч. С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск : Высш. шк.,2011. – 495 с.
  3. Романов, О. А. Восточнославянская цивилизация как субъект современных глобальных социальных трансформаций: автореф. дис. докт. философ. наук: 00.11 / О.А. Романов; Ин-т философ. нац. акад. наук Бел. – Минск, 2015. – 45 с.
  4. Философия и методология науки : учеб. пособие / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск : Высш. шк., 2012. – 639 с.