^ Вверх

УДК 37.015.3

Бобрышева Я.Р.

 

студентка 4 курса бакалавриата, направления подготовки «Педагогическое образование»,

гр. УЭ-ЭБ-41, факультет ФУЭТО

 

Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Россия)

(научный руководитель – Бобрышева И.В., кандидат педагогических наук, доцент)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация. В статье анализируется роль социальных сетей в жизни подростков, выявляются наиболее значимые виды социальных сетей, факторы, способствующие популяризации социальных сетей, описываются наиболее характерные черты личности подростков, формируемые в процессе пользования социальными сетями.

 

Активное использование социальных сетей оказывает сильное влияние на человека. Прежде всего меняется образ жизни людей, а это, в свою очередь, вносит коррективы в структуру ценностных ориентаций и мотиваций поведения личности. С одной стороны, новые информационные технологии способствуют повышению активности людей, расширяют возможности для развития творческих способностей личности. С другой стороны, нельзя не обращать внимание на распространение опасного для прогрессивного развития социума пассивного времяпрепровождения. На наш взгляд, особенно актуальным это является для подростков, т. к. социальные сети рассматриваются нами как явление, глубоко вошедшее в жизнь современного подростка.

 Цель исследования — выявление и описание психологического портрета подростка — активного пользователя социальных сетей.

 Объектом исследования является популярность социальных сетей у российских подростков, предметом — психологические факторы популярности социальных сетей у подростков.

В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью исследования в работе решается ряд задач:

1) проанализировать понятие и сущность социальных сетей;

2) охарактеризовать основные психологические особенности подросткового возраста;

3) изучить психологические факторы популярности социальных сетей у подростков;

4) составить психологический портрет подростка, который является активным пользователем социальных сетей.

Методы: анализ и синтез обще - и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с подростками, интерпретационный метод, метод математической статистики и др.

Выборка включала в себя 97 подростков в возрасте 12—15 лет учащихся МОУ СОШ № 40 и лицея № 7 Дзержинского района г. Волгограда.

Решая первую задачу, мы провели анализ психолого-педагогической литературы и пришли к выводу, что социальная сеть — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи [1]. В России наиболее популярны: В контакте, Одноклассники, Twitter, Instagram, Facebook, Ask.fm и другие.

Решая вторую задачу, мы изучили психологические особенности подросткового возраста и пришли к выводу, что подростковый возраст — сложное время, как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Он является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [2],[3].

 Решая третью задачу, мы провели соц.опрос и психологические методики, позволяющие нам определить причины популярности соц.сетей у подростков, среди которых, основными являются: потребность в стимуляции, потребность в событиях, потребность в узнавании, потребность в достижениях и признании и потребность в структурировании времени [4]. Рассмотрим их подробнее.

  1. Потребность в стимуляции. Человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наиболее важна социальная стимуляция в подростковый период развития человека, когда он ориентируется на социально значимых и авторитетных для него сверстников и взрослых. Особенно важна и значима социальная стимуляция со стороны незнакомых людей, которые вдруг неожиданно проявляют интерес к вашей персональной веб-страничке, становясь ее случайными гостями или предлагая перейти к виртуальным «дружеским» отношениям, что само по себе существенно повышает самооценку пользователя.
  2. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Большинство подростков, принимающих активное участие в распространении слухов, сплетен в сети, как правило, имеют мало интересных событий в собственной жизни, что компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей.
  3. Потребность в узнавании удовлетворяется при смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, поддерживает его самоидентификацию.
  4. Потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям. Именно их пользователи социальных ресурсов успешно актуализируют, размещая на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвящённые успехам или личным достижениям (награды, новая одежда, прическа и т.д.).
  5. Потребности в структурировании времени являются обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э. Берн выделял различные виды структурирования времени, которые он определял как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры [5]. К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами (так, например, в социальных сетях существуют напоминания о днях рождения и прочих важных событиях в жизни виртуальных «друзей». Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий (коммуникация в режиме обмена сообщениями через специальную форму, комментарии к странице пользователя, оценка фотографий и видеоматериалов или же переход к более непосредственным формам общения в режиме реального времени — телефон, ICQ, Skype. Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие (обсуждение тем, связанных с отдыхом, хобби и др.) Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением (именно для этого в некоторых социальных ресурсах есть опция создания виртуальных семей, индикация социального статуса пользователя, выбор степени приватности персональной станицы с ограничением доступа посторонних посетителей (в отличие от игр (имеются в виду социальные игры — действия со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение.

И, наконец, для того чтобы охарактеризовать психологические особенности подростков — активных пользователей социальных сетей, нами был проведён кластерный анализ. Результаты данного анализа представлены ниже.

Первый кластер охватывает 39 % подростков. Эти испытуемые в равной степени ориентированы на реализацию как внешних, физических, так и внутренних, духовных потребностей. В целом, запросы этих подростков совпадают с возможностями их удовлетворения. Испытуемые данного кластера характеризуются наличием определённых жизненных целей и довольно успешно их реализуют. В меру открытые и уверенные в своих силах, они обладают средним самоконтролем и несколько пониженной мотивацией достижений. Пониженные показатели, характеризующие познавательные потребности и креативность, свидетельствуют о том, что подростки, объединяемые первым кластером, в целом могут быть охарактеризованы как потребители. Они не склонны к глубокой интеллектуальной деятельности и интенсивным творческим поискам. Социальны сети для них, прежде всего — средство развлечения.

Второй кластер объединяет 10 % опрошенных. Значимость внешних ценностей для них превалирует над значимостью внутренних. Их жизненные цели ориентированы на достижение материальных благ, а процесс жизни насыщенный и результативный. Эти подростки самоуверенны и самолюбивы, склонны ставить себя выше других людей. Их познавательные потребности выше среднего, а стремление к творческому решению поставленных целей позволяет им быть успешными во многих жизненных начинаниях. Социальные сети для них — средство самореализации, демонстрации своего «Я».

Третий кластер охватывает 22 % подростков. Для представителей данного кластера значимость внешних и внутренних ценностей соизмерима и является довольно высокой. Они серьёзны, сосредоточены, обладают хорошим самоконтролем. Они высоко ценят самих себя и с уважением относятся к другим людям. У этих подростков высокие познавательные потребности, социальные сети для них — средство удовлетворения интеллектуальных потребностей.

Четвёртый кластер включает в себя 11 % испытуемых. Для данных подростков внутренние, нематериальные потребности имеют безусловный приоритет перед физическими. У этих пользователей есть определённые цели  в жизни, однако сам процесс жизни не настолько яркий и наполненный, как им бы хотелось. Испытуемые четвёртого кластера обладают высокой мотивацией достижений, развитым чувством долга. Они довольно замкнуты, поэтому реальному общению предпочитают виртуальное. Высокий уровень познавательных потребностей и творческого начала позволяют им создавать в социальных сетях свой желаемый образ, а потом направлять усилия на поддержание этого образа. Таким образом, социальные сети для рассматриваемых подростков выполняют роль комфортного пристанища, в котором они существуют наряду с реальной жизнью.

Пятый кластер включает в себя 18 % испытуемых. Эти подростки характеризуются отсутствием значимых ценностей и жизненных планов. У них нет мотивации к достижению каких-либо целей, нет желания и стремления близко общаться с другими людьми. Это замкнутые, неуверенные в себе люди, обладающие серьёзными внутренними проблемами (внутренняя конфликтность, самообвинение). У них низкие познавательные потребности, отсутствуют творческие устремления. Можно предположить, что использование социальных сетей для них — просто дань моде, средство «убить время» без каких-либо определённых планов.

 

Список литературы

  1. Первый словарь Веб 2.0 терминологии. Словарь социальных сетей / Режим доступа: http://www.sarafannoeradio.org/novosti/201-perviy-slovar-sotsialnih-setey.html. – Дата доступа: 20.03.2017.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко / М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М. : Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс. – 2007. – 376 с.
  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры / Э. Берн. – СПб. : «Братство», 1992. – 367 с.