^ Вверх

УДК 378.14.014.13.

 

Старушко А.А.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гроднеенский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Ковалёва Е.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр педагогических наук)

 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения гиперактивного поведения  детей дошкольного возраста, а также арт-терапии как средству коррекции гиперактивности на этапе дошкольного детства. Приведены результаты педагогического исследования особенностей проявления гиперактивного поведения  дошкольников. Представлены разработанные коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических форм и методов работы.

 

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Синдром гиперактивности является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и др. 

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость

Начало изучения проблемы гиперактивности в 1845 году положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Говоря о гиперактивных детях, такие иследователи как З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Впервые понятие  «арт-терапия» использовал художник Адриан Хилл  в 1938 году, описывая свой опыт лечения больных туберкулезом, во время которого он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже - с 30-х годов 20 века. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают. В 1960 году в США начала свою работу Американская ассоциация арт-терапии [1].

В наши дни арт-терапия является независимой дисциплиной, методы которой используют в своей работе психологи, врачи и педагоги. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.

Арт-терапия включает множество направлений и видов, основными из которых являются:

  • изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;
  • библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
  • музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
  • драматерапия - разыгрывание какого-либо сюжета;
  • игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности [4].

Учитывая особую актуальность проблемы, была определена цель нашего исследования: изучить особенности гиперактивного поведения и разработать пути коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста.

С целью изучения уровня гиперактивного поведения детей среднего дошкольного возраста нами было проведено исследование на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 97 г. Гродно». В ходе исследования были использованы «Методика психодиагностики для оценки переключения и распределения внимания» Р.С. Немова [3] и наблюдение с помощью «Критериев выявления гиперактивности», разработанных П. Бейкером и М. Алвордом [2].

В результате полученных данных большинство испытуемых продемонстрировали низкий уровень переключения и распределения внимания (54 %), вместе с тем средний уровень показали 45 % респондентов. Высокий уровень переключения и распределения внимания у испытуемых в ходе эксперимента не был выявлен. В процессе проведённого наблюдения за детьми дошкольного возраста с помощью «Критериев выявления гиперактивности» (по П. Бейкеру и М. Алворду), нами было выявлено то, что для 27 % испытуемых дошкольников характерны признаки гиперактивного поведения: высокая двигательная активность, дефицит активного внимания и импульсивность.

В качестве наиболее эффективных коррекционных методов работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование в работе изотерапевтических занятий, которые являются одним из видов арт-терапии. Так, например, использование нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками, кляксография, монотипия, цветной граттаж, техника «волшебные пальчики», техника «пластилиновая композиция», рисование клубком, рисование воздушными шарами, рисование-сочинение истории, упражнения: «рассказ по цепочке», «неоконченное предложение», «превращения» [4].

Данные изо-терапевтические техники способствует формированию у ребёнка  навыков самоконтроля в поведении, развитию волевых качеств, коррекции негативных эмоциональных проявлений и собственных переживаний детей, а также коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста.

 

Список литературы

  1. Гаврушева, А.А., Арт-терапия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 206–210.
  2. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб. : Речь, 2007. – 136 с.
  3. Немов, Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  4. Салтыкова-Волкович, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: пособие / М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно : ГрГУ, 2016. – 32 с.