^ Вверх

УДК 37.013.2

Ясинская Д.Д.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гроднеенский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Ковалёва Е.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр педагогических наук)

 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения агрессивности детей дошкольного возраста, а также арт-терапии как средству коррекции агрессивного поведения на этапе дошкольного детства. Приведены результаты педагогического исследования особенностей проявления агрессивности дошкольников. Представлены разработанные коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических форм и методов работы с агрессивными детьми.

 

Повышенная агрессивность детей в настоящее время является острой проблемой не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения в связи с увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Педагоги и психологи УДО отмечают, что агрессивных детей становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.

В дошкольном возрасте изучение агрессивности носит большую ценность, т.к. это качество находится на стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может существенно повлиять на её устранение. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Ученые разных направлений интерпретируют явление агрессивности как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Проблема детской агрессивности рассматривалась многими зарубежными учеными (З. Фрейд, А. Фромм, Д. Доллард, А. Бандура). В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Существуют различные подходы к определению данного феномена, при этом каждый из исследовательских подходов акцентирует внимание на каком-либо отдельном аспекте агрессии. Одни авторы определяют как агрессивное лишь то поведение, которое приводит к физической деструкции и телесным повреждениям, другие понимают под ним любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически [1,с. 352].

 Проблема детской агрессии и агрессивного поведения требует немедленного безотлагательного решения, так как зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

Учитывая особую актуальность проблемы на современном этапе, нами была  определена цель исследования:  изучение агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и разработка программы по коррекции агрессивного поведения  в дошкольном возрасте посредствам арт-терапии. Для реализации данной цели было проведено педагогическое исследование на базе  Государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 97 г. Гродно» с детьми среднего дошкольного возраста.

Для определения уровня агрессивности детей нами была использована методика «Тест руки», разработанная Э. Вагнером. В ходе её проведения использовался стимульный материал: 10 карточек с изображением руки, после чего с каждым ребенком индивидуально проводилась беседа. Для диагностики качеств личности дошкольников была использована методика «Кактус», разработанная М.А. Панфиловой. Детям предлагалось задание нарисовать кактус, не приводя лишних инструкций и пояснений, чтобы сохранить для испытуемых при выполнении задания полную свободу творчества.

В результате анализа полученных диагностических данных было выявлено, что 36,4 % респондентов продемонстрировали высокий уровень агрессивности, 45,5 % испытуемых показали средний уровень агрессивности. Вместе с тем, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что только у 18,1 % дошкольников был обнаружен низкий уровень агрессивности.

В качестве коррекционных форм и методов работы с агрессивными детьми можно выделить эффективные методики и упражнения посредствам арт-терпии. Арт-терапия  является новым методом психолого-педагогической работы. Играя особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, арт-терапия дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально. Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки. Можно использовать в работе различные упражнения, позволяющие снять проявления агрессии: «Мятый лист», «Рисование на мокрой бумаге», упражнение «Достань звезду». Так же, при работе с агрессивными детьми можно использовать различные игры для снятия эмоционального напряжения: игра «Брыкание», «Волшебные шарики», «Липучка», «Хвост дракона» [2, с. 56].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Педагоги,  взаимодействуя  с родителями, должны помочь преодолению вспышек агрессии, если они присутствуют у ребенка, научить его взаимодействию со сверстниками, чему наиболее способствуют различные виды и техники арт-терапии.

 

Список литературы

  1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Спб. : Санкт-Петербург, 2001. –384 с.
  2. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович. – Спб. : Речь, 2007. – 156 с.