УДК 61
Гавановская Т.В., Дрилевич В.В.
учащиеся 3 курса сестринского отделения
Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»
(научный руководитель – Богурина О.С., преподаватель физической культуры и здоровья медицинского колледжа, высшая квалификационная категория)
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи физического развития учащихся и их успеваемости. Даны рекомендации по улучшению состояния здоровья учащихся методами физической подготовки.
Здоровый человек – главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны.
Высокий уровень учебной нагрузки, нерациональное питание и низкая физическая активность обусловливают у учащихся негативные изменения в состоянии здоровья, которые проявляются в дисгармоничном физическом развитии (прямом показателе здоровья населения), снижении некоторых функциональных возможностей организма, повышении заболеваемости. Так, по данным медицинского осмотра 2016 года более 20 % учащихся колледжа по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и к группе ЛФК.
Результаты исследований функционального состояния и физической подготовленности учащихся учреждений образования указывают на стабильную тенденцию к снижению уровня развития двигательных навыков и других физических качеств. У современной молодежи не сформирована мотивация на физическую активность, отсутствует осознанный интерес к своему здоровью [7; 9, с. 3].
Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья учащихся наносят большой социальный и экономический ущерб. Весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития, ни в коей мере не оправдываются [7].
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.
Большой интерес представляет вопрос соотношения физического развития и успеваемости. Многие авторы находят связь между нарушением биодинамики учащихся и ухудшением успеваемости [4].
Анализ литературы показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки.
С цельюопределения эффективности применения на занятиях по физической культуре средств аэробной гимнастики был проведен эксперимент, в задачи которого входило:
- Исследование динамики уровня физического развития как показателя здоровья учащихся;
- Экспериментально обоснование эффективности занятий с использованием средств аэробики для совершенствования физических и функциональных возможностей учащихся.
- Разработка практических рекомендации по организации и проведению занятий с учащимися колледжа с целью улучшения их физического развития, повышения физической подготовленности и функциональных возможностей.
Исследование было проведено на базе учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж». Работа по организации данного исследования продолжалась два года в следующей последовательности: изучение литературы по данной теме, создание фонотеки (музыкальное сопровождение), разработка комплексов упражнений, проведение эксперимента на практике, обобщение и описание опыта.
В эксперименте приняли участие девушки, обучающиеся по специальности «сестринское дело». Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Все испытуемые подвергались врачебному контролю.
Для организации учебного исследования и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы [1, С. 155]:
- анализ научно-методической литературы;
- метод антропометрических измерений;
- контрольные испытания;
- статистическая обработка результатов исследования;
- сравнительный анализ результатов тестирования.
- метод визуализации данных.
Вначале исследования изучался уровень физического развития, подготовленности и функциональных возможностей дыхательной и сердечно – сосудистой систем учащихся.
Оценка уровня физического развития проводилось с применением унифицированной методики В.В. Бунака в соответствии с программой, традиционно используемой антропологами в Беларуси[6].
Для определения уровня физической подготовленности все контрольные испытания были взяты из литературных источников, они апробированы на практике и обоснованы. В работе нами использовались контрольные тесты, которые предусмотрены программой по физической культуре в среднем специальном учебном заведении: наклон вперед из положения сидя на полу; прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; поднимание туловища, бег 1000 м. Тем самым, определены формы движений, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание[5; 10, С. 3].
Оценка функциональных возможностей организма занимающихся проводилась путем анализа данных функциональных показателей - стандартных тестирующих процедур, определяющих состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем [4, С. 97, 112; 10, С. 9; 12, С. 368]:
1) с дозированными физическими нагрузками (проба Мартине – Кушелевского);
2) с задержкой дыхания (пробы Генчи, Штанге).
На основном этапе исследования для учащихся экспериментальной группы в различные части занятия физической культурой (подготовительную, основную, заключительную) были внедрены специально отобранные элементы аэробики. В процессе обучения использовались групповые и индивидуальные формы занятия.
Контрольная группа занималась в соответствии с предусмотренными программными требованиями по физической культуре в [20].
Во время выполнения предложенных нами упражнений аэробики мы наблюдали за поведением учащихся, следили за их реакцией и эмоциональными проявлениями, рационально чередовали нагрузку на организм с периодами отдыха.
На заключительном этапе нами проводилось итоговое тестирование девушек экспериментальной и контрольной групп. Фактический материал был подвергнут математико-статистической обработке с целью объективного обоснования достоверности полученных количественных характеристик. Определялись следующие статистические величины: достоверность различий, которая оценивалась с помощью теста для независимых переменных, среднее арифметическое значение, ошибка среднеарифметического значения.
Сравнительный анализ осуществлялся по определению t- критерия Стьюдента [2, 3,6].
Проведенный эксперимент позволил сформулировать следующие выводы:
- Антропометрические показатели остались в пределах нормы, а физические и функциональные возможности улучшились.
Тем самым аэробные физические упражнения оказали оздоровительный и профилактический эффект на здоровье исследуемых, уменьшив количество подкожно - жировой клетчатки, улучшив состояние костно-мышечного аппарата, способствовали незначительному изменению параметров пропорций тела.
- В результате внедрения в образовательный процесс использованных нами комплексов аэробных упражнений оказывается положительное влияние на общую динамику показателей физической подготовленности учащихся.
Физические качества и двигательные навыки, приобретенные в результате занятий, оказали положительное влияние на состояние здоровья. Они могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности и способствовать быстрому приспособлению к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.
- В процессе занятий по физической культуре аэробной направленности в течение учебного года у учащихся растут показатели функционального состояния. Они позволяют определить резервные и компенсаторные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, определить работоспособность и приспособляемость организма к различным физическим и умственным нагрузкам.
Занятия физической культурой с аэробными нагрузками в целом способствуют улучшению устойчивости к кислородной недостаточности. Таким образом, наши учащиеся при кислородном голодании в экстремальных условиях смогут быстро адаптироваться и не будут испытывать патологические состояния различной степени тяжести. Этот факт имеет особенное значение потому, что выпускники нашего колледжа являются военнообязанными.
- Применение средств аэробики позволяет более эффективно решать вопросы выполнения государственных программ физического воспитания по укреплению здоровья, повышению уровня двигательной активности, умственной и психологической нагрузки, популяризации физической культуры и спорта, здорового активного отдыха и досуга, профессионального и творческого долголетия.
Анализируя полученные данные и ознакомившись с разными литературными источниками, затрагивающими поднятую нами проблему, мы хотим дать общие рекомендации:
- для улучшения физического и функционального состояния организма регулярно проводить занятия аэробной направленности достаточной интенсивности (увеличение частоты сердечных сокращений до 60-75% от максимальной) не менее 2 раз в неделю, продолжительностью 15-30 минут.
- применять музыкальное сопровождение на занятиях с элементами аэробики для борьбы с монотонностью, преодоления нарастающего утомления, усиления заданного характера движения (темпа, амплитуды, нужного напряжения мышц) и ускорения овладения техникой.
- осуществлять индивидуальный подбор физических упражнений на основе результатов проведённых функциональных проб, учитывая особенности функционального созревания.
- осуществлять контроль за физическими нагрузками в процессе занятий с учащимися. Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота сердечных сокращений, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.
- использовать аэробные упражнения на занятиях физической культурой для ориентации учащихся на сохранение и укрепление здоровья, регулярные и самостоятельные занятия физической культурой, ведение здорового образа жизни и, как следствие, получение удовлетворения от приобретения сильного и подтянутого тела, красивой фигуры, хорошей физической подготовки, походки, умения красиво двигаться и танцевать.
- всем учащимся необходимо проходить ежегодный медицинский осмотр в обязательном порядке. Нередко обследования человека в условиях мышечного покоя бывает достаточно для своевременного выявления возможных заболеваний, определения противопоказаний (постоянных или временных) к занятиям, в том числе самостоятельных.
Список литературы
- Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1998 – 317 с.
- Беспутчик, В. Г. Методика составления комплексов аэробики / В. Г. Беспутчик // Физическая культура и здоровье. – 1999. – № 2. – С. 13–21.
- Борисова, Т. С. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков: метод. рекомендации / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – 2-е изд. – Минск : БГМУ, 2009. – 39 с.
- Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М.: Практика, 1999. – 459 с.
- Годик, М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека/ М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 5–6. – С. 24–32.
- Годик, М. А. О методике тестирования физического состояния детей / М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф. Шитикова. – М. : Тренер, 1998 г. – № 8. – С. 3.
- Гущенко, A. B. Показатели физического развития – важнейший критерий состояния здоровья подростков / А. В. Гущенко // Сб. матер. 8-й науч.- практ. конф. молодых ученых. – Красноярск, 2010. – С. 101–103.
- Деманова, И. Ф. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов / И. Ф. Деманова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 11 – 16.
- Куценко, И. П. Экспресс-оценка функциональных возможностей человека: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения / сост.: И. П. Куценко, Е. М. Ревенко, О. Н. Кривощекова. – Омск : Изд-во СибАДИ, 2012. – 28 с.
- Ланда, Б. Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.) / Б. Х. Ланда. – Управление образования г. Казани, 2006. – 16 с.
- Овчаров, В. С. Типовая учебная программа по дисциплине «Физическая культура и здоровье» (для учреждений, обеспечивающих получение профессионально – технического и среднего специального образования / В.С. Овчаров [и др.]. – Мн. : РИПО, 2010. – с. 34.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-й изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.