^ Вверх

УДК 61

Гавановская Т.В., Дрилевич В.В.

 

учащиеся 3 курса сестринского отделения

Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»

 

(научный руководитель – Богурина О.С., преподаватель физической культуры и здоровья медицинского колледжа, высшая квалификационная категория)

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

Аннотация.  В данной статье представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи физического развития учащихся и их успеваемости. Даны рекомендации по улучшению состояния здоровья учащихся методами физической подготовки.

 

Здоровый человек – главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны.

Высокий уровень учебной нагрузки, нерациональное питание и низкая физическая активность обусловливают у учащихся негативные изменения в состоянии здоровья, которые проявляются в дисгармоничном физическом развитии (прямом показателе здоровья населения), снижении некоторых функциональных возможностей организма, повышении заболеваемости. Так, по данным медицинского осмотра 2016 года более 20 % учащихся колледжа по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и к группе ЛФК.

Результаты исследований функционального состояния и физической подготовленности учащихся учреждений образования указывают на стабильную тенденцию к снижению уровня развития двигательных навыков и других физических качеств. У современной молодежи не сформирована мотивация на физическую активность, отсутствует осознанный интерес к своему здоровью [7; 9, с. 3].

Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья учащихся наносят большой социальный и экономический ущерб. Весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития, ни в коей мере не оправдываются [7].

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.

Большой интерес представляет вопрос соотношения физического развития и успеваемости. Многие авторы находят связь между нарушением биодинамики учащихся и ухудшением успеваемости [4].

Анализ литературы показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки.

С цельюопределения эффективности применения на занятиях по физической культуре средств аэробной гимнастики был проведен эксперимент, в задачи которого входило:

  1. Исследование динамики уровня физического развития как показателя здоровья учащихся;
  2. Экспериментально обоснование эффективности занятий с использованием средств аэробики для совершенствования физических и функциональных возможностей учащихся.
  3. Разработка практических рекомендации по организации и проведению занятий с учащимися колледжа с целью улучшения их физического развития, повышения физической подготовленности и функциональных возможностей.

Исследование было проведено на базе учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж». Работа по организации данного исследования продолжалась два года в следующей последовательности: изучение литературы по данной теме, создание фонотеки (музыкальное сопровождение), разработка комплексов упражнений, проведение эксперимента на практике, обобщение и описание опыта.

В эксперименте приняли участие девушки, обучающиеся по специальности «сестринское дело». Были сформированы экспериментальная и контрольная  группы. Все испытуемые подвергались врачебному контролю.

Для организации учебного исследования и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы [1, С. 155]:

  • анализ научно-методической литературы;
  • метод антропометрических измерений;
  • контрольные испытания;
  • статистическая обработка результатов исследования;
  • сравнительный анализ результатов тестирования.
  • метод визуализации данных.

Вначале исследования изучался уровень физического развития, подготовленности и функциональных возможностей дыхательной и сердечно – сосудистой систем учащихся.

Оценка уровня физического развития проводилось с применением унифицированной методики В.В. Бунака в соответствии с программой, традиционно используемой антропологами в Беларуси[6].

Для определения уровня физической подготовленности все контрольные испытания были взяты из литературных источников, они апробированы на практике и обоснованы. В работе нами использовались контрольные тесты, которые предусмотрены программой по физической культуре в среднем специальном учебном заведении: наклон вперед из положения сидя на полу; прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; поднимание туловища, бег 1000 м. Тем самым, определены формы движений, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание[5; 10, С. 3].

Оценка функциональных возможностей организма занимающихся проводилась путем анализа данных функциональных показателей - стандартных тестирующих процедур, определяющих состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем [4, С. 97, 112; 10, С. 9; 12, С. 368]:

1) с дозированными физическими нагрузками (проба Мартине – Кушелевского);

2) с задержкой дыхания (пробы Генчи, Штанге).

На основном этапе исследования для учащихся экспериментальной группы в различные части занятия физической культурой (подготовительную, основную, заключительную) были внедрены специально отобранные элементы аэробики. В процессе обучения использовались групповые и индивидуальные формы занятия.

Контрольная группа занималась в соответствии с предусмотренными программными требованиями по физической культуре в [20].

Во время выполнения предложенных нами упражнений аэробики мы наблюдали за поведением учащихся, следили за их реакцией и эмоциональными проявлениями, рационально чередовали нагрузку на организм с периодами отдыха.

На заключительном этапе нами проводилось итоговое тестирование девушек экспериментальной и контрольной групп. Фактический материал был подвергнут математико-статистической обработке с целью объективного обоснования достоверности полученных количественных характеристик. Определялись следующие статистические величины: достоверность различий, которая оценивалась с помощью теста для независимых переменных, среднее арифметическое значение, ошибка среднеарифметического значения.

Сравнительный анализ осуществлялся по определению t- критерия Стьюдента [2, 3,6].

Проведенный эксперимент позволил сформулировать следующие выводы:

  1. Антропометрические показатели остались в пределах нормы, а физические и функциональные возможности улучшились.

Тем самым аэробные физические упражнения оказали оздоровительный и профилактический эффект на здоровье исследуемых, уменьшив количество подкожно - жировой клетчатки, улучшив состояние костно-мышечного аппарата, способствовали незначительному изменению параметров пропорций тела.

  1. В результате внедрения в образовательный процесс использованных нами комплексов аэробных упражнений оказывается положительное влияние на общую динамику показателей физической подготовленности учащихся.

Физические качества и двигательные навыки, приобретенные в результате занятий, оказали положительное влияние на состояние здоровья. Они могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности и способствовать быстрому приспособлению к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

  1. В процессе занятий по физической культуре аэробной направленности в течение учебного года у учащихся растут показатели функционального состояния. Они позволяют определить резервные и компенсаторные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, определить работоспособность и приспособляемость организма к различным физическим и умственным нагрузкам.

Занятия физической культурой с аэробными нагрузками в целом способствуют улучшению устойчивости к кислородной недостаточности. Таким образом, наши учащиеся при кислородном голодании в экстремальных условиях смогут быстро адаптироваться и не будут испытывать патологические состояния различной степени тяжести. Этот факт имеет особенное значение потому, что выпускники нашего колледжа являются военнообязанными.

  1. Применение средств аэробики позволяет более эффективно решать вопросы выполнения государственных программ физического воспитания по укреплению здоровья, повышению уровня двигательной активности, умственной и психологической нагрузки, популяризации физической культуры и спорта, здорового активного отдыха и досуга, профессионального и творческого долголетия.

Анализируя полученные данные и ознакомившись с разными литературными источниками, затрагивающими поднятую нами проблему, мы хотим дать общие рекомендации:

  • для улучшения физического и функционального состояния организма регулярно проводить занятия аэробной направленности достаточной интенсивности (увеличение частоты сердечных сокращений до 60-75% от максимальной) не менее 2 раз в неделю, продолжительностью 15-30 минут.
  • применять музыкальное сопровождение на занятиях с элементами аэробики для борьбы с монотонностью, преодоления нарастающего утомления, усиления заданного характера движения (темпа, амплитуды, нужного напряжения мышц) и ускорения овладения техникой.
  • осуществлять индивидуальный подбор физических упражнений на основе результатов проведённых функциональных проб, учитывая особенности функционального созревания.
  • осуществлять контроль за физическими нагрузками в процессе занятий с учащимися. Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота сердечных сокращений, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.
  • использовать аэробные упражнения на занятиях физической культурой для ориентации учащихся на сохранение и укрепление здоровья, регулярные и самостоятельные занятия физической культурой, ведение здорового образа жизни и, как следствие, получение удовлетворения от приобретения сильного и подтянутого тела, красивой фигуры, хорошей физической подготовки, походки, умения красиво двигаться и танцевать.
  • всем учащимся необходимо проходить ежегодный медицинский осмотр в обязательном порядке. Нередко обследования человека в условиях мышечного покоя бывает достаточно для своевременного выявления возможных заболеваний, определения противопоказаний (постоянных или временных) к занятиям, в том числе самостоятельных.

  

Список литературы

  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1998 – 317 с.
  2. Беспутчик, В. Г. Методика составления комплексов аэробики / В. Г. Беспутчик // Физическая культура и здоровье. – 1999. – № 2. – С. 13–21.
  3. Борисова, Т. С. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков: метод. рекомендации / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – 2-е изд. – Минск : БГМУ, 2009. – 39 с.
  4. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М.: Практика, 1999. – 459 с.
  5. Годик, М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека/ М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 5–6. – С. 24–32.
  6. Годик, М. А. О методике тестирования физического состояния детей / М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф. Шитикова. – М. : Тренер, 1998 г. – № 8. – С. 3.
  7. Гущенко, A. B. Показатели физического развития – важнейший критерий состояния здоровья подростков / А. В. Гущенко // Сб. матер. 8-й науч.- практ. конф. молодых ученых. – Красноярск, 2010. – С. 101–103.
  8. Деманова, И. Ф. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов / И. Ф. Деманова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 11 – 16.
  9. Куценко, И. П. Экспресс-оценка функциональных возможностей человека: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения / сост.: И. П. Куценко, Е. М. Ревенко, О. Н. Кривощекова. – Омск : Изд-во СибАДИ, 2012. – 28 с.
  10. Ланда, Б. Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.) / Б. Х. Ланда. – Управление образования г. Казани, 2006. – 16 с.
  11. Овчаров, В. С. Типовая учебная программа по дисциплине «Физическая культура и здоровье» (для учреждений, обеспечивающих получение профессионально – технического и среднего специального образования / В.С. Овчаров [и др.]. – Мн. : РИПО, 2010. – с. 34.
  12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-й изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.