^ Вверх

УДК 378.14.014.13.

 

Мойсевич А.А.

 

студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Чекина Е.В., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования адекватной самооценки у старших дошкольников. Показывается роль игровой деятельности в эффективном развитии самооценки у данной категории детей дошкольного возраста.

 

Большую роль в общении детей с окружающими играет самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя своих качеств и места среди других людей.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью [1].

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей деятельностью, и на отношения с окружающими. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и другими [1-5].  Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще недостаточно, чем и обусловлена актуальность выбранной нами темы.

В результате совместной деятельности и общения с другими людьми ребенок познает важные ориентиры поведения. Таким образом, взрослый дает ребенку точку отсчета для оценки своего поведения. Ребенок постоянно сверяет то, что делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. Сложившиеся у ребенка, оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что он наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Все это входит в самооценку дошкольника и определяет его психологическое самочувствие.  Самооценка является ядром самосознания, так же, как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными [3].

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности [2].

Многие ведущие психологи (Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина и др.) полагают, что период дошкольного детства особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа «Я» человека, активности, уверенности в себе. Это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в это время важно сформировать общую положительную, адекватную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального развития и принятия себя [4].

Положительная самооценка основана на самоуважении ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя самоотрицание негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения переживания и действия с мнениями и оценками окружающих поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности [6].

Нами было проведено исследование с целью выявления уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали методику «Лесенка» (В. Г. Щур). Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка (мальчика или девочки в зависимости от пола тестируемого ребенка), которую можно двигать по лесенке. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.

По результатам проведенного исследования выяснилось, что заниженная самооценка свойственна 9% детей экспериментальной группы и 14% детей контрольной группы.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Они тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Данные, полученные в ходе исследования, убеждают нас в необходимости последовательной и целенаправленной работы по формированию адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

Мы подобрали несколько игр и игровых упражнений, основной целью которых является повышение самооценки детей: «Что мне нравится в тебе?», «Что я умею делать хорошего?», «Я – король!», «Пожелания», «Мой подарок для тебя!», «Мой хороший поступок», «Ромашка успеха», «Смелый заяц», «Доброе слово», «Волшебное зеркало», «Я – разный», «Мне в тебе нравится...», «Копилка хороших поступков».

Представленные игры не только повышают самооценку детей, но и способствуют сплочению группы, обстановка в группе становится более комфортной и доброжелательной.

К тому же успешной будет разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов», медали). Положительно влияет на самооценку детей посещение различных секций, студий, кружков.

Игра влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения. Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками, что значительно расширяет его умения общения.

Несомненно, только игровых заданий недостаточно для достижения поставленной цели. Необходима систематическая и комплексная работа, которая включает в себя еще и взаимодействие с психологом и родителями воспитанников.

 

Список литературы

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
  2. Бороздина, Л.В. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности / Л.В. Бороздина, Е.С. Рощина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1987. – № 1. – С. 23–26.
  3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер. – М. : Знание, 1994. – 192 с.
  4. Лисина, Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. – Кишинев: «Штиинца», 1987. – 167 с.
  5. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя. / В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с.
  6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М. : Издат. центр, 2000. – 184 с.