УДК 37.036.5.
Шахова К.А.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гроднеенский государственный университет им. Я. Купалы
(научный руководитель – Е.А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр педагогических наук)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Проведён теоретический анализ данной проблемы, а также результаты педагогического исследования уровня развития творческих способностей дошкольников. Разработаны рекомендации по организации кружка с дошкольниками по изобразительной деятельности в условиях дополнительного образования.
В настоящее время проблема развития творческих способностей является особенно актуальной, т.к. современному обществу нужны творческие и активные личности, которые способны нестандартно мыслить и креативно подходить к решению различных задач, без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей в дошкольном возрасте является чрезвычайно актуальным, ведь дошкольные годы – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. А настоящим профессионалом в своем деле можно стать только при условии совпадения содержания труда с природными склонностями человека.
Разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, занимались педагоги и психологи: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Лилов, Л.А.Венгер, В.А.Крутецкий, А.В. Петровский, Е.А. Флерина, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Значит, огромную роль играет развитие творческих способностей в жизни человека.
Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Дополнительное образование детей – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Актуальность изучения дополнительного образования детей вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения [1].
Актуальность проблемы позволила определить цель нашего исследования: изучить проблему развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования на примере организации кружка по изобразительной деятельности в УДО.
Педагогическое исследование проводилось на базе «Дошкольного центра развития ребенка № 97 г. Гродно» с детьми среднего дошкольного возраста. Для определения уровня творческих способностей детей дошкольного возраста мы использовали диагностическую методику «Тест креативности Торранса», в процессе которой детям необходимо было выполнить задание “Закончи рисунок” [3].
В результате полученных диагностических данных было выявлено, что низкий уровень креативности продемонстрировали 9 % детей дошкольного возраста, средний уровень креативности показали 73 % респондентов, и только 18 % дошкольников показали высокий уровень креативности.
С целью повышения уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста нами была разработана программа кружка по изобразительной деятельности, включающая в себя занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и детскому дизайну.
Программа кружка предусматривает следующие формы и методы работы с дошкольниками:
- Использование специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
- На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и детскому дизайну рекомендуется использование музыки, художественной литературы, репродукций живописи и графики и др.
- Привлечение к творческой деятельности родителей дошкольников.
- Широкое применение на занятиях кружка нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Использование специальных игр и упражнений, развивающих творческие способности детей.
Игра «Фантастические гипотезы»
Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?
Игра «Облака-загадки»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей [2].
Таким образом, организация кружковой деятельности в УДО и умелое сочетание различных форм и методов работы по изобразительной деятельности способствует формированию творческих способностей дошкольников, развитию креативной и творческой личности ребёнка в условиях дополнительного образования.
Список литературы
- Буйлова, Л.Н. Особенности анализа дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова. – 2007. – № 51.
- Галин, А.Л. Личность и творчество / А.Л. Галин. – 1989. – 115 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум : изд-е 7-е. / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – – 356 с.