УДК 37.015.3
Гугнина В. А.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждение образования «Гродненеский государственный университет им. Янки Купалы»
(научный руководитель – Михайлова Н. С., доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ КОНСТРУКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ВРЕМЕНЕМ
Аннотация. В статье исследуются принципы формирования тайм-навыков у учеников младшей школы. Рассматриваются пути и средства повышения уровня данных навыков, влияние уровня сформированности умений управлять временем на организацию школьной деятельности.
Стремительный бег времени ярко проявляется на рубеже XX и XXI веков. Информатизация общества и усложнения информационных систем, созданных как самой природой, так и человеком, повлияли на ускорение времени [5].
Время – одно из базовых свойств Мира [4].
На данный момент не существует единой общепризнанной теории, объясняющей и описывающей понятие время. Выдвигается множество теорий, пытающихся обосновать и описать это явление. Время – одно из основных понятий философии и физики, психологии и астрономии, геологии и истории, экономики и многих других наук.
В научной литературе выделены специфические особенности времени:
1) оно всегда в движении;
2) течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему;
3) оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать» [9].
Человек должен обладать способностью организовать собственную жизнь. Вся человеческая жизнь тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит вне временных границ. Поэтому исследование процесса становления умения оперировать своим временем, берущее начало в представлениях о времени, является актуальным.
В соответствии с вызовами нового времени современное образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности и содержание. Современное начальное образование переориентируется на ценности развития способностей, умений и желаний учиться. Г. А. Цукерман утверждала, что умение учиться есть характеристика субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действия в новых ситуациях [10]. Целью обновления системы образования является формирование саморазвивающейся личности, способной управлять собственной деятельностью, временем, жизнью, поэтому необходимость формирования умения у младших школьников конструктивно управлять временем актуальна. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей, стоявшей перед школой.
Сегодня умение управлять своим временем и стратегически мыслить – это весьма необходимый навык как для взрослого, так и для детей. Данные умения способствуют снижению стресса и беспокойства, улучшению успехов, повышению самооценки и самодисциплины. При этом важно, чтобы ребенок научился гибкому и легкому управлению временем, не растерял вдохновение, не «заболел» шаблонным мышлением.
Грамотно распоряжаться своим временем, ставить цели и задачи не учат в детском саду, школе или институте, но мир вокруг ребенка уже давно изменился: жизнь стала гораздо активнее, детям приходится ежедневно обрабатывать и анализировать огромные объемы информации, иначе они просто будут «выброшены» за пределы информационного поля. Социальные сети, Интернет, электронные книги, мобильные телефоны, от семидесяти до трёхсот доступных телевизионных каналов и т.д.; дети попадают под воздействие разрушающих технологий, активно применяемых в рекламе, Интернете и на телевидении. Большинство детей нуждаются в помощи родителей и педагогов, чтобы научиться управлять своим временем.
В школьной программе основной формой овладения детьми новыми умениями и навыками является урок. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с I класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления.
Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики I класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать [1].
В начальной школе формирование временных представлений у младших школьников ведется строго в последовательности, предусмотренной программой курса начальной математики. Все меры времени представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей [7].
Конкретным определителем времени для детей является, в первую очередь, их собственная деятельность. Р. Чуднова утверждала, что освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей [11].
В системе начального образования специфические особенности (характеристики) «времени» (как объективной реальности) достаточно сложно воспринимаются детьми. Существующие затруднения в их понимании объясняется тем, что о существовании времени ребенок судит, основываясь на косвенных признаках, он не может его попробовать на вкус, увидеть, потрогать, время нельзя «показать-продемонстрировать», вернуть, задержать, ускорить. Не все учащиеся начальной школы (особенно первоклассники), достаточно чётко осознают, что время «движется, течёт и изменяется» от прошлого к будущему и оно необратимо. Тем не менее для каждого учащегося «развитое чувство времени» есть необходимое условие его успешности в учебной деятельности (как и во всех иных видах деятельности) в школе. Ориентация во времени ребёнка – его значимая личностная характеристика как ученика.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям в младшем школьном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни [6].
В начальной школе формирование временных представлений у младших школьников ведется строго в последовательности, предусмотренной программой курса начальной математики. В соответствии с ней можно четко выделить задачи изучения времени как величины:
- сформировать конкретные представления школьников о времени;
- познакомить учащихся с единицами измерения времени (век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) и соотношениями между ними;
- создать условия для овладения учащимися навыком определения времени по часам;
- сформировать у школьников умение переводить время, выраженное в единицах одних наименований, в единицы других наименований;
- сформировать умение выполнять арифметические действия с величинами, выраженными в единицах времени одного или двух наименований [8].
Сформированность у младших школьников умения управлять временем может проявляться по-разному: в качестве отношения к вещам, длительности времени, уделяемого для выполнения домашнего задания и отведенного на отдых, в организации рабочего мета и поддержания в нем порядка, способа подготовки самого задания, отношения к процессу обучения, формой работы на уроках и дома и многим другим.
Оценить сформированность каждого компонента можно двумя способами:
Во-первых, с помощью специальных заданий, результаты выполнения которых позволяют получить прямые, непосредственные данные о существующих умениях.
Во-вторых, косвенно, через выявление представлений учащегося об уровне развития у него умений, относящихся к определенным этапам управления времени; через выяснение того, что он делает легче, охотнее, чаще, лучше, чему придает большее значение [2,3].
При разработке опроса следует уделять особое внимание психологическим особенностям младших школьников, но не стоит забывать о том, что неподходящие условия, индивидуальные проявления личности, а также неправильно составленный опросник могут повлиять на достоверность получаемых ответов, а также на правильность интерпретации данных. Следовательно, особое внимание нужно уделять не столько процедуре проведения опроса, а сколько процессу его разработки, так как неправильно составленный опросник при правильном проведении не позволит достичь поставленной цели.
Для оценки сформированности у младших школьников умения управлять временем нами был разработан опросник на выявление умения работать с целями; правильное определение приоритетов; знание инструментов планирования; наработки привычек, в котором особое внимание уделяется психологическим особенностям младших школьников, а для удобства интерпретации полученных данных была составлена таблица соотношения ответов.
Проведённое нами на базе СШ № 37 города Гродно констатирующее исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы:
- у подавляющего большинства младших школьников не сформировано умение конструктивно управлять своим временем;
- родители, подтверждая неэффективность своих детей в управлении времени, не всегда владеют знаниями, достаточными для формирования данных умений у своих детей.
Вместе с тем, как показали результаты исследования, существует зависимость между умением младших школьников конструктивно управлять временем и его успеваемостью.
Детям в младшем школьном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Осваиваемые в процессе обучения базовые характеристики категории времени позволяют учащемуся систематизировать свои представления об окружающем его мире, активно использовать соответствующие знания, умения, навыки и компетенции в процессе дальнейшего обучения в школе, личной образовательной практике в системе дополнительного образования. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем, обычно поднимаются педагогами, когда они работают с детьми над поговорками: «Сделал дело – гуляй смело, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребёнка в семье, делая с ним уроки или стараясь приучить к порядку. Однако вся эта работа протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школе отсутствует курс, где бы младшие школьники могли приобрести и обобщить соответствующие навыки, а родители освоить технологии формирования таких умений.
Древние мореплаватели говорили: «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю!» или «Время – деньги!» Время – это действительно стратегический ресурс человека.
Удобной иллюстрацией времени как стратегического ресурса может служить следующая формула:
ВРЕМЯ РАБОТЫ = ЦЕЛЬ х (СПОСОБЫ РАБОТЫ + ЭНЕРГИЯ) – ПОМЕХИ,
где ВРЕМЯ РАБОТЫ зависит от: осознанной и понятной исполнителю цели,
СПОСОБА РАБОТЫ (структура и состав конкретной деятельности), ЭНЕРГИЯ (затраты усилий и средств), всё это выполнимо при отсутствии ПОМЕХ (затрудняют или делают невозможными выполнение работы и достижение цели).
Резюмируя, отметим, что управление временем формирует не только умения адаптироваться в окружающем мире, рационально мыслить, справляться с жизненными обстоятельствами, самосовершенствоваться, но и является жизненным принципом, который влияет на эмоциональную, социальную, физическую, умственную и духовную жизнь младших школьников.
Список литературы
- Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – Изд. 2-е. – М. : Академия, 2001. – 461 с.
- Ишков, А Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности. – [Электронный ресурс]. – Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия – Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf. – Дата доступа: 10.04.2017.
- Ишков, А Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография / А. Д. Ишков. – М. : Издательство АСВ, 2004. – 224 с.
- Калинин, С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем / С. И. Калинин. – Спб: Речь, 2006. – 371 с.
- Капица, С. П. Об ускорении исторического времени / С. П. Капица. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 157 с.
- Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 173 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2006. – 312 с.
- Тихоненко, А. В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе / А. В. Тихоненко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 349 с.
- Турсунов, А. Направление времени: новые аспекты старой проблемы / А. Турсунов // Вопросы философии / А. Турсунов. – 1975. – № 3. – С. 72.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. – М. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
- Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1. – С. 24–29.