^ Вверх

УДК 373.2

Ковжуть А.А.

 

магистрант 1 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университе им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Е. В. Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Отражена роль проектной деятельности в развитии исследовательских умений дошкольников.

 

В настоящее время учёные утверждают, что современный ребенок нуждается в формировании важнейшей черты детского поведения – любознательности. Педагоги-практики отмечают резкое снижение данного качества к старшему дошкольному возрасту, так как на первое место выдвигается подготовка ребёнка к школе и к дальнейшей жизни в обществе, а также формирование у него способности творчески овладевать новыми способами деятельности. Для того, чтобы это снижение остановить, необходимо находить и использовать новаторские методы воспитания и развития исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, формирование исследовательских умений и навыков становится ведущей задачей современного образования.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из наиболее насущных проблем современного общества. Для того, чтобы избежать у детей развития интеллектуальной пассивности, необходимо находить и развивать у них новые продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается [2, с. 89]. Исследовательская деятельность тесно переплетается со многими видами детской деятельности.

Наиболее актуальным и эффективным методом формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Проектный метод способствует формированию умений и навыков дошкольников, которые необходимы им на выходе из стен дошкольного учреждения. Проектирование позволяет работать в тесной триаде «ребенок – педагог – родитель».

В современной жизни понимание проектной деятельности неоднозначно и неустойчиво. По этой причине понятие «проект» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Данное слово происходит от латинского «Project», которое переводится как «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза» [4, с. 501].

Проект – это педагогически организованный метод освоения дошкольником окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов – это такая педагогическая технология, ведущим направлением которой является самостоятельная деятельность детей – познавательная, продуктивная, исследовательская, в процессе которой дошкольник познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основная суть метода проектов заключается в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания, умения и навыки, имеющие не только познавательную, но и прагматичную ценность [5, с. 100].

Особенностью проектного метода дошкольников является спонтанный интерес к какому-либо объекту, который не может длительное время удерживаться ребенком, а значит должен быть реализован быстро. Проект должен завершаться созданием творческой работы, которая является отражением понимания ребенком выбранной темы.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен этот проект?», «Что необходимо для реализации этого проекта?», «Что станет продуктом данного проекта?», «В какой форме будет реализовываться этот проект?», «Как будет презентован этот проект?».

В своих работах Бедерханова В.П. подчеркивает, что в проектной деятельности детям необходимо проявлять свою инициативу, отстаивать свою позицию в общении со сверстниками и взрослыми, чётно и открыто говорить о трудностях, с которыми столкнулись, согласовывать свои цели с другими, не отступая при этом от собственных идеалов [1, с. 24]. Бедерханова В.П. указывает на то, что педагог, участвуя в проектной деятельности, должен иметь особое умение, которое поможет ему поставить ребёнка в позицию ответственности перед собой и перед другими, создаст условия для раскрепощения творческих задатков [1, с. 26]. В ходе проектирования, познавательная деятельность направлена на результат, который достигается в совместной работе педагога с детьми.

Проектная деятельность – это всестороннее и глубокое изучение вопроса или проблемы как самостоятельно детьми, так и при поддержке педагога, родителей. Семья для ребёнка – это жизненно необходимая среда, поэтому участие родителей в проектировании является необходимым условием успешной работы. Педагоги, взаимодействуя и сотрудничая с родителями, развивают личность ребёнка.

Метод проектной деятельности лучше всего использовать с детьми старшего дошкольного возраста, но также возможная работа и в более раннем возрасте. В зависимости от возраста можно выделить три этапа развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста. Данные этапы представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности и включают в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов [3, с. 256].

Первый этап – исполнительско-подражательский, его реализация возможна в младшем дошкольном возрасте. Данный этап характеризуется тем что, дошкольники участвуют в проекте «на вторых ролях»: выполняют поручения взрослого, подражают ему.

Второй этап – развивающий, он реализуется в средней группе дошкольного учреждения. Данный этап представляет собой согласованные действий воспитанника и педагога, оказание помощи друг другу. Как правило, на данном этапе дошкольники уже реже обращаются к педагогу за советом, а сами активно организуют свою деятельность. У детей развивается самооценка и самоконтроль, они уже способны объективно оценивать свои успехи и неудачи.

Третий этап – творческий, он реализуется в старшем дошкольном возрасте. На данном этапе педагогу необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать необходимые условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, правильно организованная исследовательская деятельность позволяет удовлетворить потребность детей старшего дошкольного возраста в новых знаниях, впечатлениях, способствует развитию любознательного, успешного, самостоятельного ребенка. Правильно выстроенная система работы над проектом позволит не только интеллектуально развить ребёнка, но и повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования.  Участие в проектной деятельности – это общение на равных, где педагогу необходимо только контролировать и оценивать.

 

Список литературы 

  1. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. – 2000. – № 4. – С. 24–29.
  2. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 85–95.
  3. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. – М. : Ось-89, 2006. – 480 с.
  4. Словарь иностранных слов / Под ред. А.С. Мельничука. – К. : УРЕ, 1974. – 776 с.
  5. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Копилка методиста. – 2004. – № 4. – С. 99–101.