^ Вверх

УДК 37.015.3

Квасовка А. Ю.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Чекина Е. В., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. В статье анализируется проблема лидерства у старших дошкольников. Предлагается развивающая программа «Школа лидерства» при реализации программы активно используются арт-терапевтические методы (рисование, аппликация, игры с песком), психологические этюды для снятия напряжения, преодоления страхов.

 

Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.

Несмотря на то, что о лидерстве размышляли еще Сократ и Платон в своих диалогах, понятие лидерства появилось в литературе приблизительно в XIV веке, но изучение самого понятия началось лишь в XX веке в связи с развитием общественных наук, в первую очередь психологии и социологии. Тем не менее до настоящего времени не только не существует однозначного определения понятия «лидерство», но различаются и представления о природе и сущности этого феномена [2, с. 16].

Проблема лидерства в дошкольном возрасте относится к категории малоизученных, хотя еще Е. А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива [1]. А. С. Заслужный, изучая взаимоотношения детей, отрицал, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, лидером может быть практически каждый ребенок [3].

Несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, средств и методов комплексной диагностики лидерских качеств старших дошкольников по-прежнему недостаточно.

Опираясь на выделенные К. Истратовой [4] качества и умения, которые обычно присущи лидеру (самостоятельность, самоуважение, высокая самооценка, инициативность, активность, уверенность в себе, умение общаться, креативность, высокий уровень притязаний), мы разработали материалы для комплексной диагностики проявления лидерских качеств у дошкольников.

Исследование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 24 дошкольника в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую группу.

Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (таблица 1). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.

 

Таблица 1 – Лидерские качества старших дошкольников

 

Качества

Уровни развития, присущие детям, %

Высокий

Средний

Низкий

Самостоятельность

16,7

83,3

0

Инициативность

20,8

79,2

0

Коммуникативные способности

16,7

83,3

0

Креативность

25

75

0

Самооценка

91,7

 

8,3

Притязания

8,3

91,7

0

 

Все перечисленные качества важны для будущего взрослого человека. Все они закладываются с самого раннего детства. И, несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно и следует формировать в процессе обучения и воспитания.

Главная задача педагога учреждения дошкольного образования состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для ребенка, в которых он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками, сможет позиционировать себя лидером среди сверстников. Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль педагога в формировании лидерских качеств старшего дошкольника.

Педагогам можно предложить следующие рекомендации для развития лидерских качеств дошкольников:

  1. поддерживать даже самый незначительный успех ребенка;
  2. выражать похвалу за конкретное действие, поступок;
  3. хвалить публично, а критиковать без посторонних;
  4. постепенно усложнять деятельность;
  5. создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом он обязан самому себе, а не с помощью взрослого;
  6. вселять веру в ребенка («Я знаю, что у тебя все получится!»);
  7. ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения взрослого, так как только оптимизм и вера рождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в своих силах;
  8. подбирать виды деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
  9. повседневно развивать навыки общения.

С целью формирования и развития лидерских качеств нами была составлена развивающая программа «Школа лидерства» (таблица 2).

 

Таблица 2 – Тематический план занятий «Школы лидерства»

 

Блок

Раздел

Задачи

I. Это я…

1. Мой портрет

Формирование позитивного отношения к себе

2. Мое имя

Формирование позитивного отношения к собственному имени

3. Мой темперамент

Формировать умение адекватно взаимодей-ствовать с другими, учитывая их особенности

4. Мой характер

5. Вчера, сегодня, завтра

Повышать уверенность в себе

II. Я и мои чувства

6.Волшебная страна чувств

Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение справлять с плохим настроением, преодолевать страх

7-8. Карта чувств

9. Пещера Страха

10. Я и чувства

III. Я и мои друзья

11-12. Правила дружбы

Формировать понимание причастности к группе, развивать навык взаимодействия

13. Одна игрушка на двоих

14-15. Потерпевшие кораблекрушение

IV. Я – хозяин своих чувств

16. Как стать уверенным в себе?

Совершенствовать уверенность в себе

17. Страна Что я могу

18. Я знаю, я умею, я могу

Лестница успеха

Подарок

 

Программа построена с учетом общепедагогических принципов: онтогенетический принцип, принцип учета ведущего вида детской деятельности, принцип целостности и системности, принцип активности и инициативности, принцип проблематизации содержания образования, принцип интеграции.

Также при составлении программы «Школа лидерства» мы опирались на Учебную программу дошкольного образования, а именно на содержание раздела «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника» (взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адаптивное социальное поведение).

Предлагаемая нами развивающая программа рассчитана на старший дошкольный возраст, но также может быть использована в работе и с младшими школьниками. Разработанная программа является социально-психологической и включает два основных направления: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности. Все упражнения и задания проводятся в игровой форме.

Программа состоит из 4 разделов, решающих определенный блок задач. На каждый блок задач отводится 5 занятий. Последнее занятие каждого блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме. Программа рассчитана на небольшую группу детей в количестве до 10 человек.

Структура занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия), основное содержание (приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы), рефлексия (в рисунках), психологический этюд, психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры (позволяют как активизировать детей, поднять их настроение, так и, напротив, снять эмоциональное возбуждение), ритуал прощания. Продолжительность занятия составляет 40-45 минут.

При реализации программы активно используются арт-терапевтические методы (рисование, аппликация, игры с песком), психологические этюды для снятия напряжения, преодоления страхов. Для того чтобы дети учились взаимодействовать со всеми участниками занятия, нами использован метод создания «случайных» групп с помощью «Волшебной шляпы» с парными картинками. Такой игровой прием позволяет детям выходить из своей зоны комфорта, проявлять лидерские качества не только в уже сложившемся коллективе, но и в недавно созданном, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Также дети на протяжении всех занятий будут вести свой «Дневник лидера», с помощью которого вместе со своими родителями смогут прослеживать свои успехи.

Важным направлением программы является и работа с родителями. Родителям будут предлагаться различные справочные, методические рекомендации в виде буклетов.

Ожидаемые результаты реализации данной программы заключаются в следующем: сформированность лидерских качеств, позитивное отношение к себе, умение взаимодействовать в коллективе. Дети получат представления о социальных нормах взаимодействия, возможности проявить инициативу. У них будут сформированы умения планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности; проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы; выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека.

Таким образом, формирование лидеров в обществе не стихийный процесс. Его нужно целенаправленно организовывать в процессе обучения и воспитания дошкольников. Только содержательный, последовательный воспитательный процесс может дать возможность вырастить лидера, развить его организаторские способности, воспитать социально-активную личность.

Практическая значимость проведенной нами работы заключается в том, что материалы исследования и созданная в соответствии с ними программа могут быть использованы педагогами и психологами учреждений образования при организации работы данного направления.

 

Список литературы

  1. Аркин, Е. А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии / Е. А. Аркин. – М. : Детгиз, 1928. – 74 с.
  2. Евтихов, О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О. В. Евтихов. – Спб. : Речь, 2007. – 238 с.
  3. Заслужный, А. С. Детский коллектив и методы его изучения / А. С. Заслужный. – М. : Госиздат, 1931. – 145 с.
  4. Истратова, К. Ваш ребенок лидер. Как правильно воспитать вашего ребенка / К. Истратова. – М. : Мир и образование, 2014. – 47 с.