^ Вверх

УДК 37.015.324

Иодчик А.С.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Ковалёва Е.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр педагогических наук)

 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен застенчивости детей дошкольного возраста. Предложены коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтичесих форм и направлений, арт-терапевтические игры, нацеленные на коррекцию застенчивости детей старшего дошкольного возраста. 

 

Изучение психологической природы застенчивости в дошкольном возрасте и специфики её проявления, причин и факторов её возникновения приобретает всё большее значение в современном мире. Современными учёными застенчивость рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий, стрессов, фобических расстройств и т.д. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют об увеличении числа детей дошкольного возраста, испытывающих сильные эмоциональные переживания. 

Проблемой изучения застенчивости занимались отечественные и зарубежные  ученые: Л.Н. Галигузова, Л.Д. Лебедева, Е.И. Гаспарова, Ю.М. Орлова, А.А. Захаров, Я. Копчак, В. Штерн, Ф. Зимбардо, Д.Б. Уотсон, Д. Болдуин, К. Гросс, К.Г. Юнг, К. Изард [3]. Психологи определяют застенчивость как свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения. Причинами проявления застенчивости могут стать неуверенность ребенка в себе, отсутствие внимания со стороны взрослых, произошедшие негативные события, нахождение в незнакомых ситуациях. 

Застенчивость затрудняет адаптацию ребенка в обществе, приводит к замкнутости и одиночеству, поэтому важно использовать разнообразные способы коррекции застенчивости детей на самых ранних этапах дошкольного детства. Одними из основных современных средств коррекции застенчивости детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является арт-терапевтические методики. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Она расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах [2], что особенно актуально при работе с застенчивыми детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудности, проблемы. 

Учитывая актуальность данной проблемы в педагогической практике, мы определили целесообразность и необходимость нашего исследования: изучить особенности проявления  застенчивости в дошкольном возрасте и разработать программу по коррекции застенчивости дошкольника. С этой целью на базе ГУО «Дошкольного центра развития ребёнка № 97 г.Гродно» нами было проведено исследование детей старшего дошкольного возраста с помощью методик, одной из которых явилась диагностическая методика «Лесенка» [1], позволяющая выявить особенности самооценки ребёнка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения. По результатам эксперимента удалось выяснить, что 30 % испытуемых продемонстрировали уровень низкой самооценки, 10 % – заниженной самооценки, а 50 % – завышенной самооценки.

На втором этапе исследования проводились рисуночные тесты: «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное» [1], направленные на выявление наличия тревожности, заниженной самооценки, низкого уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников. В целом, анализ рисунков позволил уточнить особенности отношения застенчивого ребёнка к самому себе и выделить некоторые причины, по-видимому, обусловливающие появление застенчивости. Наблюдение за группой испытуемых показало, что застенчивость проявляется в стрессовых ситуациях – при ответах на вопрос взрослых, при участии в игре в главной роли и др. 

Таким образом, застенчивость – психологическое состояние, тревожащее многих дошкольников. Для таких детей характерна заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, отсутствие коммуникативных навыков. 

В ходе нашего исследования нами были разработаны коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтичесих форм и направлений, арт-терапевтические игры, нацеленные на коррекцию застенчивости детей старшего дошкольного возраста. 

Коррекция включает в себя следующие направления работы: 1. Серия игр песочной терапии. 

Цель: коррекция и развитие коммуникативных навыков детей, их эмоционально-волевой сферы, сенсорики. 

  • «Песочный дождик» Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.
  • Погружение рук в песок Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальцавзрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.
  1. Серия коррекционно – развивающих занятий с включением пальчиковых игр и упражнений, изотерапии.

Цель: формировать умения у детей проявлять различные эмоциональные состояния; развивать творческие навыки в сопоставление различных эмоций, выражающих состояние животных, человека; воспитывать чувство взаимопомощи. 

Техника «Рисование на стекле» – описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями взрослых, неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле позволяет наладить контакт с другими детьми.

  1. Серия арт-терапевтических упражнений с включением музыкотерапии и изотерапии.Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, коммуникативных навыков; стимулирование двигательной активности, развитие воображения, совместной деятельности детей. «Спонтанное рисование под музыку» – детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка – яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60–65 ударов в минуту.

Таким образом, арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. 

 

Список литературы

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  2. Донская, Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме / Т.К. Донская // Наука. Искусство, культура. – 2013. – № 2. – С. 144–152.– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme. – Дата доступа: 23.03.2017.
  3. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо: пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.