^ Вверх

УДК 376.

 

Фицнер М.М.

 

магистрант 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Лантух Т. В., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

ПРОШЛОЕ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО

 

Аннотация. В статье анализируются методы воспитания детей на основе народных традиций. В частности, рассматривается возможность развития этических и эстетических компонентов личности при помощи обращения к декоративно-прикладному творчеству.

 

Начало XXI века – это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и предметы народного быта.  Именно сейчас, как никогда,  актуален вопрос модернизации дополнительного образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность [3] .

Именно сейчас резко снизилась потребность, заинтересованность и значимость ручного труда. С одной стороны, научно- технический прогресс и компьютеризация позволяет человеку достичь больших результатов в любой области науки, техники, машиностроения, но, с другой стороны, забываются народные промыслы, теряется уникальность и неповторимость изделий, изготовленных ручным трудом. Что приводит к исчезновению народного наследия.

Декоративно-прикладное творчество — самое древнее искусство на земле. Роль его велика не только в эстетическом воспитании ребенка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщении к истокам и традициям культуры его Родины. С древних времен вся передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями, проходит через творчество и искусство. Большое значение в осуществлении единства творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве.   Для детей этот процесс осуществляется в форме игры, посредством игрушек. С их помощью ребенок открывает для себя мир, постигает накопленный поколениями опыт. Сейчас, как и ранее, первой игрушкой для ребенка является кукла. А если она еще и выполнена самим ребенком, то является ценностью для него. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией. Поэтому очень многое в познание традиций своей Родины дает традиционная самодельная кукла. Делая куклу, ребенок учится многому: у него развиваются практические навыки кройки и шитья, вязания, вышивки, умение подбирать гармоничные цвета, он приобретает навыки работы с природным материалом. А также у него формируется интерес, любовь и уважение к традициям родного края.

Возрождение традиций декоративно-прикладного творчества родного края, с которыми дети знакомятся посредством изучения традиционной, обрядовой и обереговой куклы, а также связанными с ними обычаями; знакомятся с внутренним убранством избы, особенностями национальных костюмов, которые вобрали в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно-прикладного творчества. Традиционная кукла объединяет в себе три начала: пользу, красоту и добро[4].

Интересные занятия, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам [1]. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. А формировать представления о культурных традициях семьи, своего народа можно через образ народной куклы. Игровая культура формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста не отказались бы создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку.

 Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. По мнению доктора педагогических наук  И.А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь» [5]. По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия.

Конечно, основное назначение кукол – это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения [3]. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Современная технологическая эра разрушает психику детей. Для того чтобы этого не происходило родителям и учителям необходимо как можно чаще обращаться к национальной культуре, которая не несет вред, а поучает жизни, которая испытана многими поколениями.

Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов:

  1. Изучение истории.
  2. Знакомство с мастерами своего дела и их работами.
  3. Знакомство с различными видами кукол и техникой их изготовления.
  4. Разработка эскизов своего будущего изделия.
  5. Разработка костюма, головного убора куклы.
  6. Изготовление конструкции тела куклы, костюма.
  7. Работа с деталями изделия.
  8. Презентация куклы.

За этот маленький, но трудоёмкий процесс можно проследить, как меняется не только ребенок, но и взрослый. Как  творческие минуты ломают и меняют ту стену, которая строится современностью. Ведь не зря говорят, что мастер в свое творение вкладывает частичку себя, а эта частичка не может быть лишней в нашей жизни.   

Мир меняется – значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол.

Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе - актуальная задача. Опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей. Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью великого целого - своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

 

Список литературы

  1. Батурина, Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова // Сельская школа. Российский педагогический журнал. –   – № 6.  –  С. 103–107.
  2. Шпикалова, Т. Я. Детям о традициях народного мастерства / Т. Я. Шпикалова. – М. : Гуманистический издательский центр Владос, 2001. – 89 с.
  3. Образовательный портал Костромской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.eduportal44.ru /. – Дата доступа: 11.05.2017.
  4. Михайлова Л.А. Организация дополнительного образования детей в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/5218-qqe-16-m10-organizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-shkole?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr_portal_rass_29012016 – Дата доступа: 11.05.2017.
  5. Лыкова И. Я леплю свою игрушку / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 62–67.