^ Вверх

УДК 37.013

 

Бусалаева М.А.

 

студентка 4 курса факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, учитель начальных классов

 

(научный руководитель – Бурякова Т.С., кандидат педагогических наук, доцент)

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

 

Аннотация. В данной статье раскрываются методы диагностики и пути преодоления проблем в обучении младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

 

Развитие российских школ в настоящее время  характеризуются адаптацией всей системы образовательной деятельности к реальным потребностям, которые испытывает личность, возросшей ролью образования и повышением требований к качеству знаний подрастающего поколения. Трудности в обучении, которые могут испытывать школьники следует относить к числу устойчивых проблем педагогики и образования в целом.

В психолого-педагогической литературе используются разные термины, которыми обозначают  трудности в обучении младших школьников: «отстающие школьники» (Захран), «учащиеся с трудностями в обучении» (А.А. Бударный, М.М. Безруких, С.В. Ефимова, Н.Н. Гурова, А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, С.Г. Шевченко, Л.Е.Еремина, Н.И. Паршина), «дети с затруднениями в обучении» (А. Бине, Т.Симон, В.П. Кащенко, С.Н. Крюков), «неуспевающие школьники» (Н.А. Менчинская, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова) и др. Также в литературе можно встретить такие термины, как «дети со специфическими трудностями обучения», «ребенок с проблемами». Если говорить в целом, то все указанные термины следует считать  тождественными, которые в тоже время отличаются друг от друга рядом особенностей.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили две группы причин, которые способствуют  возникновению трудностей в обучении младших школьников.

1. Причины, которые связаны с внешними факторами [1,3,4]:

  • социально-бытовые условия (плохие бытовые условия, школа расположена далеко местожительства, отсутствует забота  родителей, неправильное воспитание, имеет место  неблагоприятный психологический климат в учебном коллективе и т.п.);
  • педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; систематические пропуски уроков; систематическое невыполнение домашнего задания, низкий уровень дошкольного воспитания ребенка, проблемы с языком обучения, низкий культурный уровень у родителей, нехватка педагогов и т.п.);
  • социокультурные особенности (традиции, заложенные  в обществе);
  • особенности протекания учебного процесса (низкая квалификация учителя, неадекватность школьных программ и методик обучения, несовершенные методы  преподавания и т.п.);

2. Причины возникновения трудностей в обучении младших школьников, связанные с внутренними факторами [1,3,4]:

  • недостаточно сформированы психические процессы (несформированность когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы и пр.).
  • индивидуально-типологические особенности (характер, темперамент, соматическая ослабленность, нарушение в процессе формирования отдельных психических функций вследствие нарушения со стороны ЦНС и пр.).
  • гендерные особенности (физиологическая предрасположенность пола к определенным видам деятельности).

Анализ литературы по теме исследования позволил нам под трудностями в обучении младших школьников понимать весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у младшего школьника при систематическом обучении и приводить к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и, как следствие снижению успешности обучения.

Современной дидактикой в качестве основных путей по преодолению трудностей в обучении предлагается ряд условий. Опишем некоторые их них [2, с. 43].

  1. Педагогическая профилактика. В данном случае следует речь идёт о поиске совершенных педагогических систем, в том числе с применением активных методов и форм обучения, новейших педагогических технологий, проблемного обучения.
  2. Педагогическая диагностика. Учитель, с целью своевременности выявления трудностей в обучении у младших школьников должен систематически контролировать и оценивать результаты обучения. В качестве диагностирования могут проводиться беседы с младшими школьники их родителями. Учитель может проводить наблюдение за младшими школьниками, которые, по его мнению, имеют трудности в обучении.
  3. Воспитательное воздействие. Исходя из того, что ряд трудностей, которые испытывают младшие школьники, связаны с недостатками воспитания, то с некоторыми учениками учитель должен проводить индивидуальные воспитательные работы, которые могут включать и работу с семьей младшего школьника.
  4. К важному направлению работы педагога с младшими школьниками  с трудностями в обучении следует относить коррекцию нарушений. В данном случае, под коррекцией нарушений мы понимаем стимуляцию и поддержку разной познавательной активности младшего школьника, положительное эмоциональное подкрепление разных ей проявлений и образование условий для её развития. К важной задачи коррекции отнесём восстановление у младшего школьника желания учиться.

С целью выявить основные трудности, возникающие в обучении младших школьников, на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 40» г. Волгограда нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. В диагностическую программу мы ввели две методики: методика «Рисование точек» и методика «Графический диктант». Данное исследование мы проводили среди  учеников 2 класса. Выборку составили 12 человек. Представим полученные результаты в рисунке 1.

Суммируя результаты двух методик, мы пришли к выводу, что для всех детей необходимы дополнительные занятия.  Вместе с тем, результаты диагностики показали, то некоторым детям необходимо уделять больше времени на развитие их внимания.

В работе учителя с младшими школьниками, которые испытывают   трудности в обучении, должны сочетаться разные занятия с целью стимулировать  познавательные функции: внимание, восприятие, память, мышление. Однако наиболее результативным считаем включать в процесс обучения упражнения в игровой форме, это особенно существенно для преподавания более трудно воспринимаемых детьми некоторых учебных предметов.

Педагогика накопила  немалый  опыт преодоления трудностей  в обучении. Анализ разных практических мер позволяет выделять ряд принципиальных положений. Так, первоначально в работе с младшими школьниками, с трудностями в обучении,  следует  обращать внимание на воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Цель работы в данном случае сводится к тому, чтобы  не только восполнять  пробелы в учебной подготовке школьников, но одновременно развивать их познавательную самостоятельность [5, с. 78].

В литературе обращается внимание на особые условия опроса для младших школьников, которые испытывают трудности в обучении. Рекомендовано давать им чуть больше времени для того, чтобы ученик мог обдумать ответ у доски. Немало внимания в педагогической литературе обращается на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учеников. Предлагается выделять три группы младших школьников: слабых, средних и сильных. Задача учителя не заключается только в том, чтобы подтянуть слабых до нужного уровня. Учитель должен давать посильную нагрузку для средних и сильных учеников. На тех или иных этапах урока следует организовывать самостоятельную работу по группам, и ученики должны выполнять  задания различной степени сложности [5, с. 79].

  

Рисунок 1 – Результаты методик «Рисование точек» и «Графический диктант»

 

Нужна дифференциация и домашней работы младших школьников. Данный вопрос разработан не в полной мере, однако есть интересные соображения, которые хотелось бы выделить: о полезности программированных пособий для домашних заданий детям, которые испытывают трудности в обучении, о результативности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий [5, с. 79].

Принимая во внимание вышесказанное, нами была проведена коррекционная работа с детьми с трудностями в обучении. В работе была использованы игры на концентрацию и переключение внимания, например, игра «Шифровка», в которой для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание.

Для данной игры нам потребовались карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например, А- 1. Используя цифры от 0 до 9, мы закодировали 10 букв, из которых и должны состоять слова. Каждому из учеников  мы дали задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержали короткие слова и несложные ключи. Эти варианты были использованы нами на начальных этапах занятий с второклассниками. На листке бумаги были выписаны в столбик слова, которые мы отдавали каждому ученику и предлагали рядом с каждым словом написать его тайный шифр. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы детям оказалось очень интересно. Сначала упражнения выполнялись с помощью учителя,  а затем самостоятельно. Все дети, без исключения, внимательно слушали задания и кто-то, медленнее, как Оля К. и Марина К., а кто-то быстрее, как Катя Д., Вера Л. и Петя М., но все выполнили данное упражнение правильно.

Кроме данной игры были использованы и ряд других, среди них игра «Имя и фамилия»  это ещё одна игра, которая была предложена детям с целью развить внимание. Суть этой игры заключена в том, что слова в ответах на все наши вопросы, должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Мы задавали два вопроса: Какие ещё имена вы знаете? Какие растения вы можете назвать? Дети сначала немного растерялись, а затем начали предлагать варианты ответов. Быстрее всех в классе, оказалась Вера Л. и Катя Д., затем Серёжа Г. и Юра С. (особенно нас удивил Юра, так как на букву «Ю» не сразу можно вспомнить растения, но он назвал Юкка, и как мы узнали у него позже – у него оно растёт дома). С данным заданием также справились все.

Интерес у детей вызвала и игра «Искажённый текст». Для этой игры, мы просили детей быть очень внимательными, а затем медленно стали читать небольшой текст. После короткой паузы текст прочитывался нами повторно, но в нём мы намеренно вносили искажения. Задачей детей было найти отличия второго варианта от первого. По ходу чтения, при обнаружении искажений, они должны были сразу же поднять руки и называть их. Это упражнение стало для всех самым лёгким, и все без исключения, дети поднимали руки с небольшим отрывом друг от друга. Даже Таня Ж. и Марина К., которые всегда, значительно отставали по скорости ответа от своих одноклассников, показали хорошие результаты, быстро и правильно отвечая.

В нашей работе было ещё одно упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно). Игра называлась «Счёт с помехой».  В этом упражнении всем ученикам, поочереди, мы предлагали называть числа от 1 до 20, одновременно записывая на доске эту последовательность, но в обратном порядке. Например, произнося 1, писать 20, произнося 2, писать 19 и т.д. Затем подсчитывали время выполнения задания и число допущенных ошибок. Это задание оказалось сложнее для детей, чем остальные, используемые нами. Оно  потребовало от всех детей очень высокой концентрации внимания. Все дети справились с данным заданием по-разному: быстрее всех писать и четко произносить цифры получалось у Пети М., Веры Л., Серёжи Г. и Кати Д., следующими, по скорости ответов мы выделили: Юру С., Вику П. и Лену А., а остальные дети оказались самыми рассеянными, медлительными и невнимательными.

Работая с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении нами использовался наглядный материал, который позволил опредметить абстрактные представления и понятия, например, создать более полный образ числа (звуковой, количественный и графический, т.е. цифровой). Так для работая на уроках математики мы предлагали детям рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. Эта работа нравилась младшим школьникам.

По завершению работы, нами была проведена повторная диагностика, которая продемонстрировала возросшую динамику развития познавательных процессов младших школьников с трудностями в обучении. Таким образом. Полагаем, что предложенные нами педагогические условия работы с младшими школьниками с трудностями в обучении являются эффективными и могут быть полезны учителям начальной школы.

 

Список литературы

  1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
  2. Баулина, М.Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / М.Е. Баулина. – Изд.: АРКТИ, 2009. – 87 с.
  3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – Москва: Эксмо, 2009. – 464 с.
  4. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
  5. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников /А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1982. – № 1. – С.78.