^ Вверх

УДК: 372.3/.4

Рудая Е.И.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гроднеенский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Тюфанова Т.А., преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр психологии)

 

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В рамках исследования самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

 

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [2].

Самоотношение, самооценка - неотъемлемая часть нашей жизни, начиная с раннего детства. Она может меняться или оставаться устойчивой, в ней могут появляться или исчезать конфликты, но какая-то она есть у человека всегда. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.

Огромное значение в становлении самооценки имеет отношение родителей к ребенку, семейные ценности и традиции. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Цель нашего исследования - исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей дошкольного возраста.

В исследовании принимало участие 16 детей среднего дошкольного возраста: 8 мальчиков и 8 девочек, и 32 родителя: 16 мам и 16 пап. Для исследования самооценки детей среднего дошкольного возраста был проведен тест «Смешные человечки» и методика «Лесенка». Для исследования детско-родительских отношений был использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования был проведен тест «Смешные человечки». Этот тест дает возможность узнать об отношении ребенка, например, к своим братьям, сестрам, сверстникам, членам семьи, а также направлен на выявление особенностей развития самооценки.

На втором этапе исследования была проведена методика «Лесенка», направленная на выявление особенностей развития самооценки дошкольников.

На третьем этапе нашего исследования родителям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин [1].

После проведения теста «Смешные человечки» с дошкольниками, были сделаны выводы, которые отражены на рисунке 2.1:

 

 

Рисунок 2.1 –  Характеристика уровня самооценки детей среднего дошкольного возраста

 

Анализируя полученные результаты можно отметить, что у большинства детей средний уровень самооценки. Для них характерны уверенность в себе, почти всем детям со средним уровнем самооценки свойственно спокойное поведение, большинство из них неконфликтны, дружелюбны. Высоким уровнем самооценки обладают 37.5% детей. Для них характерно уверенное поведение.  С низким уровнем самооценки 2 ребенка (12.5%). Для них свойственно застенчивость, замкнутость.

На дереве дети также показывали, где располагаются мать, отец и другие члены семьи.  Большинство детей располагают  мать и отца выше себя. Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что дети хорошо относятся к своим родителям и большей значимостью они обладают в глазах ребенка. Только два ребенка расположили себя выше отца. Это значит, что отец меньшей значимостью обладает в глазах ребенка.

Далее была проведена методика «Лесенка», направленная на выявление уровня самооценки детей среднего дошкольного возраста. После проведения методики были сделаны следующие выводы.

С позиции ребенка: большинство детей обладают высоким уровнем самооценки по всем уровням. Низким уровнем самооценки обладает меньшая часть детей по всем уровням. Остальные дети обладают средним уровнем самооценки. С позиции взрослого: большинство родителей видят своего ребенка на первой ступеньке, что показывает высокую самооценку на всех уровнях.  Средний уровень самооценки, по мнению взрослых только на трех уровнях (умный – глупый, здоровый – больной, хороший – плохой). Низкий уровень составляет 0%.

Далее для исследования детско-родительских отношений был проведен тест-опросник  ОРО (опросник родительского отношения) А.Я. Варга, В.В. Столина.

На основании анализа данных, были получены следующие результаты.

В опрошенной группе матерей преобладает тип родительского отношения «принятие - отвержение» (25%). Это значит, что у этого числа матерей выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, проводит с ним достаточно много времени.

Тип родительского отношения «кооперация» выявлен у 50% матерей. Для данной группы матерей характерно то, что они проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком.

Тип родительского отношения «симбиоз» выявлен у 25% матерей. Эта категория матерей не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности.

Тип родительского отношения « авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» не встречается в данной группе матерей (0%). Это означает, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

В опрошенной группе отцов чаще всего встречается тип родительского отношения «кооперация» - 38%. Тип родительского отношения «принятие-отвержение» выявлен у 37% отцов. Тип родительского отношения «симбиоз» выявлен у 25% отцов.

В опрошенной группе отцов тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» не встречается (0%).

Таким образом, после проведения диагностики, можно сказать, что у большинства отцов и матерей данной выборки условно доминирующим является тип родительского отношения «кооперация». То есть большинство обследованных родителей стремится к тому, чтобы быть на равных с ребенком, высоко оценивать способности ребенка, поощрять самостоятельность и инициативу. Такой тип родительского отношения как «принятие», и у отцов и у матерей встречается примерно с одинаковой частотой. Симбиотический тип встречается у отцов и матерей одинаково. То есть родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.

Тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» не встречаются.

Далее был сделан сравнительный анализ уровня самооценки и типов родительского отношения. На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы. Большинство родительских пар имеют различный тип родительского отношения к ребенку 7 пар имеют сходные позиции в вопросах воспитания ребенка.

Из общей картины выделяется  стиль отношений к ребенку «кооперация» и «принятие». Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.

При сочетании принимающих и кооперативных форм взаимоотношения с ребенком в семье, у ребенка формируется завышенный и адекватный уровень самооценки.

Заниженный уровень самооценки выявлен только у двух детей. В этих семьях тип родительского отношения «симбиоз».

Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений, но при условии, что отношение обоих родителей будут иметь схожий негативно направленный тип родительского отношения к ребенку.

Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.

 

Список литературы

  1. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31–38.
  2. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–126.
  3. Варга, А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. – Самара, 1997. – 58 с.
  4. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2004. – 64 с.