УДК 378.14.014.13.
Клонова В.Г.
студентка 4 курса факультета дошкольного и начального образования
Волгоградского государственного социально-педагогического университета,
учитель начальных классов
(научный руководитель – Бурякова Т.С., кандидат педагогических наук, доцент)
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации учащихся первых классов к школе. Анализируется проблема понимания термина «адаптация к школе», исследуются наиболее оптимальные пути и средства улучшения адаптивных способностей первоклассников.
В период модернизации отечественной системы образования, когда в практику образовательных учреждений введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, перед школой стоят важнейшие задачи по разработки принципиально новых педагогических подходов совершенствования учебного процесса учащихся, в частности младших школьников и создания организационно-педагогических условий, которые бы обеспечивали адаптацию первоклассников к обучению.
В настоящее время можно встретить немало подходов к определению понятия «школьная адаптация», однако большинство исследователей проблему школьной адаптации связывают с определением показателей адаптированности первоклассника к новым условиям его жизни. Чаще всего под школьной адаптацией понимают приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [3, с. 152].
Дорожевец Т.В. была разработана трехкомпонентная модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По её мнению, школьная адаптация бывает следующих видов:
1) Академическая – которая характеризуется степенью соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке).
2) Социальная – отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;
3) Личностная – характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению [2, с. 59].
Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения. Совокупность данных признаков (показателей) характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске дезадаптации [3, с. 159].
В последнее время проблемам теоретического обоснования, разработки и оперативного внедрения в образовательный процесс современных технологий, которые ориентированы на достижение высоких и устойчивых результатов в педагогической деятельности уделяется не малое внимание [4, с. 11]. В связи с этим на первый план выходит применение таких технологий обучения, которые смогли бы внести значительный вклад в обучение и воспитание младших школьников. Одним из таких технологий являются игровые технологии.
Под игровой технологией следует понимать современные образовательные технологии, которые основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Одной из таких технологий является – игра. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Зная особенности применения игровых технологий в педагогическом процессе начальной школы, педагог может добиться высоких результатов повышения качества знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста, что не может не оказывать влияния на успешность адаптации первоклассников [1].
Исходя из этого, на базе Муниципального образовательного учреждения Средняя школа № 111 г. Волгограда, в естественных условиях, в процессе осуществления образовательного процесса, нами было организовано и проведено исследование. Выборку составили 12 человек, ученики первого класса. Все дети одного возраста (6-7), физически и психически здоровые.
Целью констатирующего этапа явилось изучение уровней адаптации первоклассников. На данном этапе были использованы следующие диагностические процедуры: наблюдение; методика «Краски»; методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лускановой); методика «Домик» (Н. И. Гуткиной). Представим полученные результаты в Таблице 1.
Таблица 1 Результаты изучения уровней адаптации первоклассников
Методики
|
Методика «Краски» |
Методика «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) |
«Домик» (Н.И. Гуткина) |
|||
Уровень |
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел. |
% |
Высокий |
1 |
8,3 |
3 |
25,0 |
2 |
16,7 |
Низкий |
4 |
33,4 |
1 |
8,3 |
4 |
33,4 |
Средний |
7 |
58,3 |
8 |
66,7 |
6 |
49,9 |
Результаты по трём методикам позволяют сделать вывод, что среди первоклассников уровень адаптации преимущественно средний. Это дети, которые положительно относятся к школе. Посещение школы не вызывает у детей негативных эмоций. Как правило, это те дети, которые усваивают основное содержание учебных программ; понимают учебный материал, если педагог излагает его подробно и наглядно. Дети самостоятельно решают типовые задачи, однако сосредотачиваются лишь тогда, когда заняты чем-то интересным, но при этом необходим контроль со стороны взрослых. Дети подготавливаются к урокам и практически всегда выполняют домашние задания. Имеют хорошие отношения с одноклассниками.
Детей, у которых высокий уровень адаптации не очень много. Это те дети, которые в школе испытывают комфорт. Они положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают с лёгкостью; успешно выполняют задачи, которые перед ними ставит учитель; глубоко и полно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно выслушивают указания, объяснения учителя; выполняют поручения без внешнего контроля и с особым желанием, проявляют немалый интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовы ко всем урокам), занимают в классе благоприятное статусное положение.
Дети, у которых выявлен низкий уровень адаптации отрицательно или индифферентно относятся к школе; часто жалуются на здоровье; часто преобладает негативное настроение подавленное; часто допускают нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно (нужно постоянно контролировать, как со стороны родителей, так и учителя); самостоятельная работа с учебником является сложной и не вызывает интерес; дети часто пассивны; друзей у таких детей в классе нет; материал, предлагаемый учителем воспринимают фрагментарно.
С целью создания условий для успешной адаптации первоклассников, мы применяли в образовательном процессе игровые технологии. Нами специально была сформирована система игр, имеющих направленность на то, чтобы создать условия для успешной адаптации первоклассников. Подобранные игры мы разделили на несколько частей, исходя из особенностей адаптации к жизни в школе. Представим игры, которые были реализованы на формирующем этапе эксперимента:
- игры на знакомство;
- игры на сплочение;
- игры на контактность;
- игры на стабилизацию эмоционального фона.
Для того, что минимизировать барьер между детьми нами использовалась игра «Давай познакомимся». Дети встали в круг. Первому игроку, им в этот раз стал Серёжа Р. дали в руки мяч и попросили начать игру со слов: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...» и бросить при этом мяч одному из игроков. Серёжа бросил мяч Оле О., та, поймав мяч, назвала свое имя, потом бросила мяч Кате Д., при этом она должна была произносить слова: «Как зовут тебя, скажи...».
В работе мы старались использовать игры, которые помогают сплотить детей, создают положительную обстановку, раскрепощают детей. Несмотря на то, что уже не начало учебного года и дети давно познакомились, мы решили, что игры на знакомство не будут лишними. Особый интерес у детей вызвала игра «Имя и фрукт». Целевая направленность данной игры в том, что дети учили с творчеством подходить к представлению своего имени, для того, чтобы его лучше запомнить. Первоклассники садились в круг и выбирали первого игра. Например, образовав круг, дети выбрали главным игроком Вику К., которой предложили назвать свой любимый фрукт на первую букву своего имени. Вика К. сказала «вишня», а затем: «Меня зовут Вика, я люблю вишню»). Её сосед- Слава А. повторил – «Вика любит Вишню» и также представился и назвал свой любимый фрукт – сливу и так далее, пока дети друг друга не запомнили.
Игровые технологии проводились с детьми не только на переменах, но и на уроках. Например, на уроке «окружающий мир» применили игру «Абажур». Попросили детей сесть удобнее, расслабиться и закрыть глаза, а затем сказали, чтобы они представили, как будто у них, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно. Мы попросили детей вообразить подобную ситуацию и пояснили, что их силах ее исправить. Поспросили детей представить медленно поворачивание абажура. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...». Это упражнение нами было применено с целью экспресс-регуляции эмоционального состояния и быстрого снятия стресса. После проведённой игры-упражнения мы провели с детьми беседу, постарались у них выяснить получилось ли у них представить описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур?
Правила игр, преимущественно дидактических детьми воспринимались как условия, поддерживающие замысел игры. Дети понимали, что невыполнение правил нарушает игру, делая её неинтересной. Все первоклассники понимали, что если они будут соблюдать правила, то они скорее смогут добиться результата. В то время как перед нами стояла цель при помощи правил дисциплинировать детей, воспитывать в них выдержку и терпение. К примеру, в ходе игры «Математические ручейки» каждый первоклассник должен был следить за математическими вычислениями, которые выполняли одноклассники, придумывая свой пример на сложение или вычитание. Это дети выполняли в соответствии с правилами игры: получи мячик - подбери пример. Если правило не выполнялось - игра не получалась: не сможешь решить пример - не придумаешь свой - команда не выполнит игровую задачу («ручеёк» не достигнет озера).
Итоги игры подводились сразу после того, как игра заканчивалась: подсчитывались балы и определялся победитель. В ходе игры и после ее окончания мы обязательно старались выделить достижения каждого первоклассника, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатно высказывали оценочное суждение.
По завершению формирующего эксперимента, нами была проведена повторная диагностика. Представим результаты в Рисунке 1.
Рис.1. Результаты по трём методикам (первичная и повторная диагностика)
Результаты диагностики и проведённая работа показала, что адаптация первоклассников будет проходить более успешна, если в процессе работы с младшими школьниками использовать игровые технологии.
Список литературы
- Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы / Т.П. Войтенко. – Калуга: Адель, 2008. – 361 с.
- Дорожевец, Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Дорожевец. – М., 1994. – 16 с.
- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008.- 290 с.
- Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. – 384 с.