УДК. 37.0.
Михайлова Е.А.
студентка 4 курса филологического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Горская Светлана Альбертовна, доцент кафедры русской филологии, кандидат филологических наук, доцент,)
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье анализируются возможности использования современных интернет-технологий для обучения грамотности младших школьников.
В современном мире человек при взаимодействии с социумом оценивается по целому ряду параметров: внешность, манера поведения, характер, культура речи и т.д. Грамотность речи, как устной, так и письменной, является одним из важнейших факторов, влияющих на образ и статус человека в обществе. Именно на развитие грамотности, культуры речи, умения подбирать слова в соответствии с контекстом для придания наибольшей выразительности высказыванию направлены многие уроки в школьном курсе русского языка. С самого раннего возраста, начиная с первых групп детского сада, ребенка учат говорить выразительно, причем не только в логопедическом плане, но и с подбором необходимых языковых единиц из словарного запаса.
Не зря первые уроки изучения русского языка называются «Обучение грамоте». Согласно учебной программе первого класса, в процессе обучения грамоте учащиеся не только овладевают языковыми навыками, в том числе лексическими, но и осваивают коммуникативные умения в сфере общения друг с другом и со взрослыми. Значимым является формирование культуры речи и речевого общения. В качестве основных задач обучения уже в первом классе, помимо развития фонематического слуха, формирования правильного произношения и т.д., выступает развитие интереса к чтению, обогащение словарного запаса, развитие связной устной речи [1, с. 26-40].
Целью обучения русскому языку в более старших, II-IV классах, является формирование и развитие и учащихся умений, и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения. В задачи уже включается формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение всеми видами речевой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка и т.д. [1, с. 41-61]
На наш взгляд, выполнению вышеперечисленных задач, помимо традиционных занятий различных видов, может способствовать работа с сетью Internet и представленным в ней материалом. На данный момент в мире существует практически неисчислимое количество веб-страниц, веб-сайтов, веб-приложений и других ресурсов, расположенных в данной сети. Ежедневно появляются новые ресурсы для разных задач и на различные темы. При условии ограниченного доступа с фильтрацией возможных открываемых ресурсов и пребывания за компьютером не дольше оговоренного санитарными нормами времени ребенок может получить доступ к контенту, который ранее был доступен только для покупки на физических носителях и запуске в оффлайн-доступе. Многие игры на данный момент интерактивны, телевидение предоставляет доступ к передачам с возможностью проигрывать понравившиеся моменты заново, красочно нарисованные сайты демонстрируют любимых героев и их новые приключения, реагируя на клики мышью и выбранные функции. Всё это пробуждает у ребенка интерес, который может быть направлен на ненавязчивое фоновое повышение общей грамотности: расширение словарного запаса, запоминание словарных слов, формирование орфографических навыков.
Одной из крупнейших платформ с видеоматериалом является сервис Youtube. Среди видеороликов различной тематики в сервисе можно найти образовательные ролики, обучающие мультфильмы и даже интерактивные игры, где от действий «игрока» зависит продолжение видеоролика. Обучающие материалы представлены в сериях мульфильмов «Лунтик», «Фиксики», «Малышарики» и др. Так, в видеоролике «Лунтик. Русский язык для малышей. Полная версия» [2] демонстрируется мультфильм, рассчитанный на младших школьников и акцентирующий внимание на корректном произношении и написании простых слов, а также чтении небольших предложений. Достоинством сервиса Youtube является возможность ограничить доступ к нежелательным материалам, завести ребенку отдельный аккаунт, где ему будут предлагаться индивидуальные рекомендации на основе просмотренного, и наличие субтитров во многих видео, что помогает усваивать правописание услышанных слов. При возвращении к прерванному видеоряду он автоматически воспроизводится с момента, на котором видеоролик был закрыт, что дополнительно упрощает просмотр.
Онлайн-игры и тренажеры по русскому языку имеются на сайте Kid-Mama. На данном ресурсе представлены обучающие онлайн-игры для I-IV класса (по указанию авторов ресурса, в них можно играть и детям старшего дошкольного возраста), а также онлайн-тренажеры, предназначенные для закрепления различных правил и орфограмм у школьников IV и более старших классов. Лозунгом раздела с играми на данном сайте является «Первое знакомство с русским языком не должно быть скучным. Можно учиться, играя!» [3]. В разделе находятся такие flash-игры, как:
- «Кто? или Что? — одушевленные и неодушевленные имена существительные»;
- «Считаем буквы и звуки в словах»;
- «Буквы и звуки – обучающая игра по русскому языку за 1 класс»;
- «Буквы «Ё» и «Ю» и их звуки»;
- «Буквы «Я» и «Е» и их звуки»;
- «Звуки «Л» и «Р»;
- «Звуки «М» и «Н»;
- «Твердые и мягкие согласные звуки»;
- «Расставь слова по алфавиту»;
- «Учим русский алфавит»;
- «Расставь фрукты по алфавиту»;
- «Поставь ударение в словах»;
- «Делим слова для переноса»;
- «Деление слов на слоги»;
- «Деление слов для переноса»;
- «Гласные и согласные буквы в словах»;
- «Гласные и согласные буквы» и др.
Перед многими из игр представлены правила, изложенные в доступной для младшего школьника форме.
Интерактивные игры по русскому языку также размещены на ресурсе «Умники 21» [4]. На web-странице можно найти четыре блока разнообразных игр: «Найди картинку», «Найди слово», «Собери слово» и «Алфавит / Найди букву / Найди слово с нужной буквой». В игре «Алфавит» на своеобразном мониторе представлены все строчные и прописные буквы русского алфавита, при клике на которые появляется выбранная буква, звучит звук, который она обозначает, и воспроизводится интерактивная анимация какого-либо слова, начинающегося с этой буквы («И – игрушки» с соответствующей анимацией). В игре «Найди букву» на мониторе демонстрируется слово, соответствующая ему картинка и несколько букв, одна из которых содержится в слове. Игроку необходимо выбрать, какая именно буква подходит. В блоках «Найди слово» и «Найди картинку» располагаются однотипные задания с различным наполнением: требуется кликнуть на необходимое слово или же картинку, задания сопровождаются аудиоматериалом. В блоке «Собери слово» игрок по очереди кликает по кубикам, на которых нарисованы буквы, для составления написанного на экране слова. После ответа в практически всех играх данного сайта появляется анимация какого-либо персонажа с похвалой за правильно выполненное задание или же с просьбой подумать, если задание выполнено неверно. Также на странице возможно приобрести комплект детских интерактивных DVD для оффлайн-доступа к материалам.
Бесплатные развивающие игры располагаются на сайте «Играем Сами: полезные игры», имеющем игры по математике и русскому языку для учащихся I-IV классов. В категории «Русский язык» представлены в основном игры-тренажеры, такие как: «Тренажер по знакам препинания для IV класса», «Пунктуация», «Цифровит: играем сами», «Букварь: играем сами», «Расшифруй слово», «Составь слова из букв», «Учим русский алфавит», «Гласные и согласные буквы», «По буквам слово угадай» [5]. На наш взгляд, представлены игры различной степени сложности, ориентированные на школьников разного возраста. Игры «Учим русский алфавит» и «Букварь» подойдет учащимся первых классов, «Пунктуация» потребует знаний уровня третьего класса и помощи педагога. Наиболее интересной нам представляется игра «Цифровит», где предлагается расшифровать одно из слов русского языка по цифровому шифру, где буквы алфавита имеют свой порядковый номер от 1 до 33, а зашифрованным словом может оказаться любая часть речи. В отличие от многих других игр, в «Цифровите» имеются уровни сложности, делающие процесс игры еще более интересным.
Бесплатную демоверсию игры по русскому языку для первого класса можно найти на ресурсе Nachalka.info [6]. Игра организована с помощью flash-плеера с использованием персонажа: летучей мыши по имени Стёпка. Стёпка предлагает игроку вставить буквы в слова из алфавитного списка, составить предложение из готовых слов и пунктограмм. Большая часть заданий представлена в полной версии, которую требуется купить.
Для младших школьников III и IV классов, уже способных к самостоятельному написанию небольших текстов, могут оказаться полезными форумные ролевые игры. Под форумными ролевыми играми понимают электронные аналоги произведения, создаваемого группой авторов, где каждый автор пишет собственный фрагмент и написание действий осуществляется по установленной очереди. По правилам текстовых ролевых игр игроки в отдельных сообщениях (так называемых постах) прописывают действия, мысли и реплики персонажей, роли которых они отыгрывают. Игровой процесс контролируется администрацией форума, которая обычно выступает в качестве «мастера игры», создающего сюжетообразующие ситуации и следящего за соблюдением правил ролевого мира. Движение форумных ролевых игр привлекает игроков всех возрастов. Уже взрослым людям нравится возможность «примерить на себя» определенную социальную роль, выразить свое творческое начало в виде «писательства», не требующем каких-либо вложений; дети же даже вне собственно игрового процесса зачастую проецируют на себя образы каких-либо героев, взятых из книг или выдуманных, или же придумывают «версию себя». Форумные ролевые игры дают свободу выражения творчества, позволяя сформировать правила уникального мира, направить сюжет в желаемую сторону и, объединившись с единомышленниками, создать своеобразное литературное произведение. Вместе с тем, параллельно происходит освоение языка, обучение использованию средств выразительности, грамотному и корректному с точки зрения культуры речи письму. Так как в форумных ролевых играх коммуникация происходит при помощи письменной речи, зачастую стиль письма игрока влияет на оценку его образа, коммуникацию в сложившемся игровом сообществе. На наш взгляд, форумные ролевые игры можно рассматривать как своеобразный тренажер по освоению языка: этому способствует ассоциация форумной игры с большой книгой, в которой делает записи каждый и в которой не хочется оставлять записи, полные ошибок. Так как форумная игра, прежде всего, коллективна, мотивом развития грамотности выступает естественное стремление к соперничеству, желание написать не хуже других. Чем лучше ролевая игра, тем выше у нее средний уровень грамотности участников, больше привлекаемых игроков, выше позиция в поисковых рейтингах и, соответственно, наибольшее количество новичков в форумных ролевых играх заходит именно на этот ресурс. В рамках игр также время от времени проводятся соревнования на лучший пост, где игроки совместно с администрацией выбирают самую удачную запись за определенный период.
Обычно в форумных ролевых играх, основанных на вселенных популярных детских и подростковых книг или же сериалов, принимает участие множество школьников 10-17 лет. Начиная с самого младшего возраста, дети, пусть на основе созданного другим человеком мира, придумывают своих персонажей, стараются написать как можно более красивые тексты. В отличие от простого письменного общения в сети Internet, при участии в форумной игре особое внимание дети уделяют грамотности своих сообщений, что способствует общему развитию выразительности письменной речи, формированию грамотности. При условии корректного администрирования ролевой игры, она представляет собой интересную как для ребенка, так и для педагога возможность развития навыков, заложенных в целях и задачах начального образования.
Таким образом, в сети Internet представлено достаточно ресурсов для развития грамотности младших школьников, актуальной является проблема их разумного, оптимального использования. Ограниченное использование ресурсов сети Internet при условии контроля со стороны взрослых может значительно повлиять на развитие грамотности младших школьников, способствовать развитию их воображения и коммуникативных навыков, повышению интереса к учению и самообучению.
Список литературы
- Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. I-IV классы / М-во образов. Респ. Беларусь ; Нац. ин-т образов. – Минск : НИО, 2012. – 240 с.
- Лунтик. Русский язык для малышей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=_Lo1TkTrlH0. – Дата доступа : 29.04.2017.
- Игры по русскому языку для 1-4 класса / Kid-mama [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/russkij-yazyk/igry-po-russkomu-yazyku-dlya-1-4-klassa/. – Дата доступа : 29.04.2017.
- Русский язык : игры / Умники-21 ; НП «Мультимедиа». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.umniki21.ru/games/games.php?id=rus. – Дата доступа : 23.04.2017.
- Русский язык онлайн: развивающие игры и тренажёры / Играем сами: полезные – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://igraemsami.ru/russian.html. – Дата доступа : 23.04.2017.
- Алфавит, слог, слово, предложение, текст / Сборник уроков Кирилла и Мефодия. 1 класс. Русский язык // Начальная школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nachalka.info/demo?did=1001901&lid=1005517– Дата доступа : 26.04.2017.