УДК: 373.31
Вареник И.С.
студентка 3 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Аннотация. В данной статье представлена организация работы по обучению математике в 3 классе с использованием дидактических игр. Приведены результаты эксперимента.
Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников является одним из педагогически эффективных способов усвоения ими учебной информации. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки. Даже самые пассивные из учащихся включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений [1, c. 21].
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающий характер имеет игра, в которой учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки в процессе участия в игре или на этапе подготовки к ней. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому учащемуся необходима определённая математическая подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях [2, c. 34].
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение в него игры в качестве одного из структурных элементов. Роль учителя при этом заключается в организации творческой работы учащихся, но контроль и руководство педагога не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, обеспечивая проявление личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным учащимся [3, c. 45].
С целью обоснования эффективности использования различных видов дидактических игр на уроках математики нами был проведён эксперимент на базе СШ № 32 г. Гродно в феврале – марте 2017 года. В качестве экспериментального был выбран 3 «А» класс (24 учащихся), в качестве контрольного класса - 3 «В» (26 учащихся).
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе был проведен математический диктант и анкетирование. Целью математического диктанта являлась проверка устных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления. Анкетирование проводилось для определения уровня познавательного интереса на уроках математики. Вопросы анкеты были направлены на выявление любимого учебного предмета, интереса к различным видам деятельности, предпочтений среди отдельных видов заданий и средств активизации познавательной деятельности.
Проверка выполнения математического диктанта свидетельствует о том, что навыки устных вычислений у учащихся в экспериментальном и контрольном классах существенно не различаются. Анализ результатов анкетирования показал, что у 33 % учащихся экспериментального класса высокий уровень познавательного интереса к математике, 25 % учащихся имеет средний уровень интереса к математике, у 42 % учащихся экспериментального класса низкий уровень интереса к математике. У 34 % учащихся контрольного класса высокий уровень познавательного интереса к математике, 28 % учащихся контрольного класса имеет средний уровень познавательного интереса к математике, у 38 % учащихся низкий уровень познавательного интереса к математике.
На формирующем этапе нами были разработаны и проведены в экспериментальном классе 5 уроков с использованием дидактических игр. С учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся были взяты различные виды дидактических игр, которые вводились на разных этапах урока. В начале урока дидактические игры проводились для привлечения внимания детей и для их подготовки к усвоению последующего материала, в конце урока игры подводили итог изучения нового материала и служили средством его закрепления. Рассмотрим некоторые примеры дидактических игр по математике для учащихся 3 класса.
При объяснении нового материала необходимо использовать игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Так, например, при изучении темы «Сравнение трёхзначных чисел», полезен игровой приём «Окошки». Учащимся на доске показываются два числа, разрядные единицы которых обозначены перевёрнутыми карточками-цифрами. Предлагается открыть по одной цифре в каждом числе для сравнения чисел. Выясняется, что если открыть первую цифру в каждом числе, то результат сравнения может быть очевиден, если цифры разные. Если цифры одинаковые, то дети сами строят предположения, что можно сделать дальше. Тем самым составляют алгоритм сравнивания трёхзначных чисел: начинать следует со старшего разряда.
Игру «Составь слово» можно использовать как для актуализации знаний, так и для формулировки темы урока. Учащимся предлагается ряд примеров, которым поставлены в соответствие буквы. При расположении ответов в определённом порядке (например, в порядке возрастания) дети получают слово – тему урока.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. Так, например, для закрепления состава трёхзначных чисел в пределах 1000 мы использовали игру «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образовывали числа в пределах 1000, соревнуясь друг с другом. Учитель демонстрирует для каждого ряда карточки, изображающие разрядный состав числа. Учащиеся считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала участник первой, потом второй и третьей команды). Аналогично для других чисел. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании трёхзначных чисел.
При закреплении вычислительных приёмов мы использовали дидактические игры, с помощью которых дети совершенствовали навыки вычислений. Например, игра-математический лабиринт «Догони-ка!» позволяет закреплять внетабличные случаи умножения и деления в ходе соревнования на скорость и объём выполнения игрового задания. Детям предлагается структурная схема из числовых выражений. При переходе от одного к другому получают маршрут разной длины. Игру можно проводить в парах с последующим обсуждением возможных траекторий перемещения к заданному ответу, который можно получить разными способами.
В игре «Лучший лётчик» учащиеся 3 класса применяли приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел, подбирая правильный ответ к числовому выражению. На доске были записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из которых правильный. Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначался лётчик, остальные играли роль контролёров. Каждый из лётчиков производил вычисления (решал свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и вёл свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делал вокруг него петлю (обводил его мелом) и показывал линией, куда должен подняться самолет (он проводил линию к правильному ответу). Далее каждый лётчик решал второй пример и поднимал свой самолёт выше, показывая мелом правильный ответ. В конце игры подводились итоги. Учитель показывал на пример, контролёры подтверждали или исправляли путь движения самолета. Все правильные ответы записывались справа от примеров, другие ответы стирались. Лучшему лётчику выдавали рисунок самолёта. Допущенные ошибки анализировались.
Целью дидактической игры «Телефон» является закрепление навыков сложения и умножения. Соревнование проводится по рядам. Каждому учащемуся учитель шёпотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие. Далее учитель показывает на схему на доске, в которой зафиксированы определённые арифметические действия. Например, учитель называет трём учащимся, сидящим за первыми партами, трёхзначные числа и показывает на ту часть схемы, в которой требуется прибавить к заданному числу 500. Затем каждый из данных учащихся называет результат следующему участнику, а учитель показывает на следующий элемент схемы с арифметическим действием. Например, необходимо выполнить умножение на 2. Игра продолжается до тех пор, пока учащиеся не выполнят все действия по схеме. Сидящие за первыми партами учащиеся играют роль контролёров и выполняют всю цепочку вычислений. В конце соревнования дети, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнил всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются в первую очередь слабые учащиеся.
Некоторые дидактические игры можно использовать как для групповой работы и фронтальной работы, так и для индивидуальной работы. Например, целью игры «Космическое путешествие» является систематизация вычислительных навыков. Участники должны сделать записи в бортовом журнале, находя значения выражений. Чем больше решённых правильно примеров, тем больше пройденное расстояние (космический полёт).
Для индивидуальной работы подходит игра «Круговые примеры», содержанием которой является определение порядка выполнения вычислительной деятельности: ответ решённого примера является первым компонентом для следующего примера. Если цепочка прерывается и круг не замыкается, значит допущена вычислительная ошибка.
Проводимые дидактические игры вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
На контрольном этапе эксперимента проводились аналогичная проверочная работа и анкета, как и на констатирующем этапе. Были выявлены 46 % учащихся экспериментального класса с высоким уровнем познавательного интереса к математике. Учащимся нравятся уроки математики, они активны на уроках, любят выполнять различные задания по математике. 32 % учащихся имеет средний уровень познавательного интереса к математике. На уроках эти учащиеся активны, но требуют систематических побуждений учителя. При разборе трудных вопросов прибегают к помощи учителя, трудности преодолевают с помощью других. Самостоятельное выполнение заданий учащимися со средним уровнем интереса зависит от ситуации, наличия стимулирующего воздействия со стороны учителя или товарищей. У 22 % учащихся экспериментального класса низкий уровень познавательного интереса к математике. У 36 % учащихся контрольного класса высокая заинтересованность в математике. 30 % учащихся контрольного класса имеет средний уровень познавательного интереса к математике и у 34 % учащихся низкий уровень познавательного интереса к математике. Уровень познавательного интереса учащихся экспериментального класса отразился соответствующим образом и на результатах проверочной работы, которые улучшились по сравнению с констатирующим этапом. Распределение уровней познавательного интереса учащихся контрольного класса на контрольном этапе эксперимента не изменилось.
Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – учащиеся экспериментального класса стали активнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, шли на контакт с учителем. Учащиеся соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте реакции. Использование дидактических игр облегчило работу с отстающими детьми, т.к. в игровой обстановке ребёнок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Список литературы
- Метельский, Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы / Н.В. Метельский. – Минск : БГУ, 1982. – 309 с.
- Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики / В. Г. Коваленко – М. : Просвещение, – 1990. – 96 с.
- Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 49–52.