УДК 373.31.016:51
Никипорчик А.С.
студентка 3 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Аннотация. В данной статье представлена организация работы по формированию навыков устных вычислений у учащихся 2 класса. Приведена система заданий, описаны методика и результаты эксперимента.
Одной из главных задач обучения математике на I ступени общего среднего образования является формирование вычислительных навыков. Основы устных вычислений закладываются у учащихся уже с первого класса. Они развивают мыслительную деятельность учащихся, память, речь, повышают познавательный интерес к уроку математики, а также повышают внимание и быстроту реакции.
Внетабличные случаи сложения и вычитания вводятся на втором году обучения при изучении чисел в пределах 100. Именно в этот период навыки сложения и вычитания необходимо довести до автоматизма, поскольку устные приёмы вычислений в других концентрах сводятся к вычислениям в пределах 100, а изучение письменных приёмов проводится с опорой на устные приёмы. «Усвоение основных математических понятий, свойств арифметических действий и правил тесно связано в начальном курсе математики с вычислительной деятельностью учащихся» [1, с. 165].
Учитель отрабатывает вычислительный навык на каждом уроке, а вычислительное умение является развернутым выполнением действия, в котором каждая операция осознается и контролируется [2]. Обеспечение правильности, осознанности, рациональности, обобщенности, автоматизма и прочности вычислительных умений приводит не только к формированию вычислительных навыков, но и является фундаментом вычислительной культуры, содержание которой составляют «умение правильно считать, безошибочное владение вычислительными умениями и навыками, обоснованный выбор рациональности выполнения действий и операций, приводящих к быстрому, возможно, нетривиальному вычислению значений выражений и решению задач, адекватная количественная оценка совокупностей объектов окружающего мира и происходящих в нём процессов, сформированность точного, лаконичного, аргументированного, безупречно логически выстроенного речевого и письменного сопровождения вычислений» [3, с. 61].
Для выявления возможностей совершенствования методики формирования навыков устных вычислений у учащихся 2 класса нами была проведена экспериментальная работа на базе УО «Средняя школа № 40» г. Гродно. В эксперименте приняли учащиеся 2-х классов («Ж» и «К»), в количестве 17 человек в каждом классе. В качестве контрольного был выбран 2 «Ж» класс, а в качестве экспериментального – 2 «К» класс.
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап.
Для выявления уровня сформированности навыков устных вычислений у учащихся экспериментального и контрольного классов нами был разработан и проведён математический диктант из 10 заданий.
Были подобраны критерии оценки работы, а также характеристика уровней сформированности навыков устных вычислений у младших школьников.
За каждый правильный ответ прибавлялся 1 балл, за каждый неправильный ответ вычитался 1 балл. При условии правильного выполнения всех заданий учащийся мог получить 10 баллов.
Характеристика уровней:
Низкий уровень (0 – 6 баллов) – ученик неверно находит результат арифметических действий, неправильно выбирает и выполняет операции; ребёнок не осознаёт порядок выполнения операций; количество усвоенных приёмов – менее трёх.
Средний уровень (7 – 8 баллов) – ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях; осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так, а не иначе.
Высокий уровень (9 – 10 баллов) – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами; осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции, может объяснить решение примера.
После анализа результатов были подведены итоги, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе эксперимента
Уровни сформированности навыков устных вычислений |
Экспериментальный класс (2 «К») |
Контрольный класс (2 «Ж») |
Низкий |
6 % |
6 % |
Средний |
35 % |
24% |
Высокий |
59 % |
70 % |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков устных вычислений в контрольном классе выше, чем в экспериментальном.
Нами был проведён анализ ошибок учащихся. Основные ошибки соответствовали классификации ошибок, предложенной М.А. Бантовой [4]:
- смешение приёмов вычитания, основанных на свойствах вычитания суммы из числа и числа из суммы.
- выполнение сложения и вычитания над числами разных разрядов как над числами одного разряда.
- ошибки в табличных случаях сложения и вычитания, когда они входят в качестве операций в более сложные примеры на сложение и вычитание;
- смешение действий сложения и вычитания, запись или называние в результате одного из компонентов.
Цель формирующего этапа эксперимента: повышение уровня сформированности навыков устных вычислений у учащихся 2 «К» класса. Для того чтобы обеспечить высокую степень овладения вычислительным приёмом необходимо, на наш взгляд, использовать специальную систему заданий, предупреждающих типичные ошибки учащихся и обеспечивающих мотивацию к вычислительной деятельности. Усвоение математического материала зависит не только от количества, но и от качества используемых упражнений. Нами были разработаны задания и подобраны упражнения, направленные на повышение уровня сформированности навыков устных вычислений у учащихся. Виды заданий: сравнение вычислительных приёмов; установление соответствия между числовым выражением и его значением; сравнение числовых выражений; восстановление пропусков в числовых равенствах; числовые закономерности; решение и составление задач; задания на смекалку. Все задания использовались в порядке усложнения.
Рассмотрим некоторые примеры заданий, направленных на повышение уровня сформированности навыков устных вычислений в концентре 100 во 2 классе.
1) Задания, предупреждающие смешение приёмов вычитания, основанных на свойствах вычитания суммы из числа и числа из суммы:
- Найдите значения выражений, записывая подробно объяснения:
67 – 3 = (60 + 7) – 3 = 60 + (7 – 3) =
67 – 30 = (60 + 7) – 30 = (60 – 30) +7 =
58 – 4 = (… +...) – ... = …
58 – 40 = (… +...) – ... = …
- Определите, чем похожи выражения, и найдите их значения.
45 – 3, 38 – 2, 74 – 2, 67 – 5, 18 – 6, 96 – 4, 79 – 7, 29 – 8
- Найдите значения выражений удо6ным спосо6ом:
53 – 40 = 19 – 5 = 76 – 30 =
28 – 7 = 68 – 10 = 45 – 4 =
2) Задания, направленные на исправление ошибок, связанных со смешением разрядов.
- Запишите выражения в два столбика так, чтобы в каждом столбике были выражения, похожие по способу нахождения их значений. Найдите значения выражений.
57 + 2, 46 – 30, 58 + 20, 41 + 7, 19 – 5, 36 +20, 72 – 40, 94 – 50
- Найдите значения выражений. Какая пара выражений «лишняя»?
43 + 9, 64 + 8, 35 + 4, 46 – 7, 43 – 9, 64 – 8, 35 – 4, 46 + 7
- Найдите закономерность и продолжите ряд:
98 – 2, 98 – 3, …
15 + 20, 15 + 30, …
31 + 8, 32 + 7, …
3) Задания, обеспечивающие закрепление табличных случаев сложения и вычитания, включённых в качестве операций в более сложные примеры на сложение и вычитание.
- Используя данные числа, составьте верные равенства со знаком «+» и «–».
49, 5, 57, 8, 54, 44, 52, 62, 41, 49, 65, 98, 70
- Вычислите значения выражений, соедините стрелкой выражение с ответом:
63 + 6 99
54 + 20 28
36 + 40 74
92 + 5 69
92 + 7 76
93
- Запишите выражения в два столбика: в первый – сумма, во второй – разность. Найдите их значения. Сравните приёмы вычислений.
27 + 2, 59 – 4, 27 + 20, 39 – 10, 27 – 20, 27 – 2, 59 +4, 59 – 40, 59 + 40
Для совершенствования вычислительных навыков учащихся мы использовали на уроках мультимедийные презентации для представления заданий в игровой форме. Задания были направлены на повторение компонентов сложения и вычитания, закрепление теоретических основ вычислительных приёмов, на нахождения значений выражений и применение правил порядка выполнения действия, на сравнение числовых выражений. Рассмотрим некоторые примеры заданий из пособия [5]:
- Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
67 – 2 + 4 = 61, 45 – 20 – 10 = 15, 100 – 40 – 30 = 90
- Добавьте пропущенные знаки действий:
64 … 3 … 5 = 66, 83 … 4 … 40 = 47, 55 … 20 … 4 = 79.
- Поставьте знаки сравнения:
34 см +16 см * 5 дм, 3 дес.+6 дес. * 45+45, 58 см * 6 дм
В презентации мы также включали задачи, к которым нужно было подобрать правильное решение или составить выражение, а также задачи логического характера. Выполнение заданий в такой форме не только обеспечивает повышение навыков устных вычислений, но способствует повышению познавательного интереса к математике, развитию логического мышления. «Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками» [6].
Ещё одним направлением работы, обеспечивающим мотивацию учащихся 2 класса, является использование нестандартных уроков и различных форм работы на уроке. Нами был разработан урок в форме игры-путешествия. В ходе перемещения от одной станции к другой дети выполняли различные задания, включая усложнённые задания вычислительного характера. Форма проведения такого урока очень заинтересовала детей. Эффективной в процессе формирования навыков устных вычислений является работа в парах сменного состава и в группах, а также самостоятельная работа на карточках.
На контрольном этапе эксперимента нами был проведён математический диктант в контрольном и экспериментальном классах. Структура и критерии оценки работы, а также характеристика уровней сформированности навыков устных вычислений у младших школьников были аналогичны констатирующему этапу эксперимента. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента
Уровни сформированности навыков устных вычислений |
Экспериментальный класс (2 «К») |
Контрольный класс (2 «Ж») |
Низкий |
0 % |
12 % |
Средний |
24 % |
41 % |
Высокий |
76 % |
47 % |
Таким образом, можно сделать вывод, что на контрольном этапе эксперимента уровень сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном классе выше, чем в контрольном. Это говорит о том, что нам удалось повысить уровень сформированности навыков устных вычислений у учащихся экспериментального класса, а также повысить познавательный интерес к уроку математики благодаря использованию специальной системы заданий, мультимедийных презентаций и различных форм работы.
Список литературы
- Истомина, Н. Б. Методика обучения математики в начальной школе. Развивающее обучение / Н. Б. Истомина. – 2-е издание., испр. – Смоленск : Издательство Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
- Устный счёт на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс] /
- О. Г. Шарапова // Открытый урок. Первое сентября. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/647813/. – Дата доступа: 07.05.2017
- Ефимов, В. Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В. Ф. Ефимов // Начальная школа – 2014. – № 1 – С. 61–66.
- Бантова, М. А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждения / М. А. Бантова // Начальная школа – 1982. – № 8. – С. 56–61.
- Математика во 2 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан, С.В. Гадзаова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 216 с. Использование информационных технологий в математике [Электронный ресурс] / Т. Л. Титаренко // Открытый урок. Первое сентября. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581017/. – Дата доступа: 09.05.2017.