УДК 373.31
Шарупская А.В.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)
ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования представлений о принципах устойчивого развития общества у учеников I ступени общего среднего образования.
На современном этапе развития общества появляется множество сфер деятельности и различных технологий, позволяющих людям облегчить их повседневную жизнь и приносящих пользу обществу. Однако, используя ресурсы природы для этого, перед человеком встаёт проблема о сохранении окружающего мира для своего дальнейшего развития и будущих поколений. Для решения этой проблемы в общество активно внедряется устойчивое развитие во многие направления, в том числе в образование.
А. Х. Ражабов характеризует устойчивое развитие как неодинаковое неизменяющееся состояние, а развитие, которое предусматривает соответствие использования ресурсов, направлений затрат, а также технического развития и изменений к потребностям настоящего и будущего [8]. В то же время Г. С Розенберг считает, что устойчивое развитие – это поддерживаемое экономическое развитие, не подвергающее угрозе истощения существующих ресурсов для будущих поколений [9]. В своей работе К. Р. Гришаков даёт понятие устойчивому развитию как постоянному динамическому изменению свойств, показателей системы, что приводит к совершенно новым состояниям системы, обеспечивая постоянство, устойчивость внедрения качественных характеристик [2]. А.Д. Урсул: «Устойчивое развитие – это управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации» [10, с. 18].
Таким образом, под устойчивым развитием понимают изменения в становлении окружающего мира с сохранением его ресурсов для последующего развития.
Принципы устойчивого развития связаны с достижением баланса в экологической и социально-экономической сферах: улучшение качества жизни; гарантированное здоровье людей; удовлетворение основных жизненных потребностей как современного населения, так и будущих поколений; борьба с бедностью; рациональная структура производства и потребления; рациональное природопользование; сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя; обеспечение экологической безопасности; межсекторальное сотрудничество; экологическое сознание, экологическая этика; становление гражданского общества; устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида); глобальное партнерство [8].
Соблюдение данных принципов позволит найти баланс среди различных сфер деятельности общества, сохранить уровень природных ресурсов для дальнейшей возможности сохранения и развития мира.
Образование является одной из важнейших сфер деятельности, влияющей на устойчивое развитие. От того, какие знания будут получены учащимися на протяжении обучения в школе, во многом зависит их дальнейшие действия по отношению к обществу и окружающему миру. А.И. Жук отмечает, что образование как социальный институт призвано обеспечить реализацию стратегий устойчивого развития человеческими ресурсами. «Деятельность системы образования становится механизмом и условием успешности происходящих социально-экономических перемен, обеспечивая устойчивую эффективность менеджмента человеческих ресурсов. И, соответственно, именно образованию принадлежит одна из ведущих ролей в достижении устойчивого развития человечества, нации, региона, страны и каждого конкретного жителя Земли» [4, с. 58].
Целью школьного образования для устойчивого развития должно стать формирование у учащихся качеств личности, позволяющих гармонично взаимодействовать, адаптироваться в социальной, экономической и природной среде [12].
Одной из задач, сформулированных в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) на период до 2020 года, является повышение качества общего среднего образования, включая приобретение знаний и навыков, необходимых для достижения устойчивого развития [7].
Содержанием образования для устойчивого развития в соответствии со Стратегией образования для устойчивого развития является: само устойчивое развитие; проблемы ему препятствующие (локального и глобального характера); способы решения этих проблем. Однако чёткого представления о содержании образования для устойчивого развития, а также методах обучения пока нет, поскольку понимание и суть устойчивого развития меняется в зависимости от текущего момента [1].
Модель образования в целях устойчивого развития всё больше будет включать в себя не только проблемы экологической безопасности, но и вопросы экономического развития, повышения качества жизни, что связано с известной триадой – экономика, экология и социальная сфера [11].
Проблема включения идей устойчивого развития в образование решается разными способами. Одним из направлений работы является организация школами специальных мероприятий: пропаганда энергосбережения и сохранения водных ресурсов, озеленение территории, информирование о раздельном сборе мусора, организация проектной деятельности экологической и краеведческой направленности, работа по воспитанию у обучающихся стремления к чистоте и порядку и пр. Эта деятельность по формированию экологической грамотности играет важную роль для развития социального аспекта личности младшего школьника, т.к. в начальной школе у учащихся складываются морально-этические нормы. В ходе культурно-познавательных мероприятий ребёнок сближается со сверстниками, учится выстраивать отношения с людьми. Именно в это время должна формироваться модель отношений с окружающей средой, а также с будущими поколениями. Некоторые школы РБ участвуют в проектах, направленных на популяризацию идей экологического менеджмента, и по итогам работы составляют экологические декларации своих образовательных учреждений [3]. Несмотря на то, что мероприятия в интересах устойчивого развития проводятся многими школами, они не систематичны и являются инициативой администрации.
Образование в целях устойчивого развития может быть реализовано и в виде специальных курсов. Ряд школ разных стран внедряет в учебный процесс курс по выбору (факультатив), посвящённый устойчивому развитию. Его основным содержанием является экологическая составляющая. Так, например, в Украине разработана специальная школьная программа «Уроки для устойчивого развития» для учащихся общеобразовательных школ в формате курсов по выбору, факультативов, кружков, клубов и других форм внеклассных занятий. Для 1-2 классов созданы и внедряются программа и пособия «Уроки для устойчивого развития. Школа друзей планеты», а для 3-4 классов - «Уроки для устойчивого развития. Моя счастливая планета» [5].
Многие специалисты считают, что курс, посвящённый устойчивому развитию, должен быть обязательным предметом, а не рассматриваться как курс по выбору или как одна из тем на уроках естествознания. В этом случае он позволяет, в первую очередь, сформировать экологическую культуру обучающихся, причём целесообразно это делать с опорой на проблемы конкретного региона. Таким образом, экологические проблемы всей страны рассматриваются через призму проблем родного населённого пункта, района, области. Это направление работы представляет и концепция биорегионализма, целью которой является познание жителями определённого населенного пункта окружающей среды на своей территории через экскурсии, походы, исследовательские работы, составление карт местности, туризм и др. Специальный курс по устойчивому развитию должен иметь, по мнению И.А. Немцева, ярко выраженную практическую направленность. «Включение детей в изучение локальных экологических проблем (практикум природоохранной деятельности) и путей их решения позволит сформировать экологически ответственную личность. Практикум на этих курсах – его важнейшая часть, ведь важны не столько экологические знания, сколько формирование экологического поведения. Познавая теорию, дети научатся давать правильные ответы на вопросы, связанные с экологией и безопасностью окружающей среды, но не научатся алгоритмам действий по ее защите. Исключительно теоретическое обучение не может обеспечить устойчивое развитие» [6].
Идеи устойчивого развития необходимо внедрять и на уроках. На наш взгляд, на I ступени общего среднего образования наиболее эффективно это можно делать в курсах «Человек и мир», «Математика» и «Литературное чтение».
Курс «Человек и мир» в РБ включает ряд тем, в ходе изучения которых целесообразно реализовать идеи устойчивого развития. Рассмотрим содержательный аспект на примере программного материала 2 класса, позволяющего провести целенаправленную работу в этом направлении. На уроке по теме «Природа вокруг нас», целью которого является развитие представлений о природе в целом, рассматривается вопрос о роли человека в окружающем мире. Поэтому важно затронуть вопросы влияния человека на природу, необходимости бережного отношения к ней. В ходе изучения темы «Чистый воздух - залог здоровья человека» можно провести беседу о проблеме загрязнения воздуха. Тема «Вода - ценный дар природы. Вода и здоровье человека» позволяет рассмотреть вопросы предотвращения загрязнения воды и рационального её использования. Проблема сохранения почв также является целью устойчивого развития. На уроке по теме «Значение почвы в жизни растений, животных и в жизни человека» необходимо не только раскрыть роль почвы в развитии и сохранении окружающей среды, но и обсудить проблему переработки мусора и его влияние на природу. Изучение темы «Условия, необходимые для роста и развития растений» включает в себя познание значения растений в природе, их положительное воздействие на окружающую среду и устойчивое развитие, способствует формированию у детей бережного отношения к растениям и помогает определить их роль в сохранении баланса в окружающем мире. К темам, позволяющим реализовать социально-экономический аспект проблемы устойчивого развития, относится тема «Экономика семьи», в ходе изучения которой у учащихся формируются представления о возможностях и необходимости экономии, о рациональном использовании бюджета и сокращении бездумного потребления.
В уроки математики целесообразно включать задачи экологического и экономического содержания. К составлению задач, отражающих реальные экологические проблемы региона, проблемы сохранения культурного и природного наследия родного края, можно привлекать и самих учащихся. Рассмотрим некоторые примеры задач для 3 класса, отвечающих тематике рационального потребления:
- Нина ездит в школу на автобусе. Известно, что каждый месяц на проезд она тратит 15 рублей. Сколько денег сэкономит Нина за год, если она будет весь учебный год ходить в школу пешком?
- В квартире установлены обычные лампочки, которые потребляют энергии по 100 Вт каждая. Известно, что энергосберегающая лампочка потребляет 20 Вт. Во сколько раз уменьшится потребление энергии, если обычную лампочку заменить энергосберегающей?
- Таня тратит на покупку книг 20 рублей в месяц. Сколько денег сэкономит Таня за полгода, если будет брать книги в библиотеке?
- Цена одного куска мыла составляет 50 копеек. Известно, что если такое же мыло покупать в упаковке, содержащей 5 кусков мыла, то стоимость упаковки будет составлять 2 рубля. Насколько дешевле обойдётся один кусок мыла, если покупать его в упаковке?
На уроках чтения можно обсуждать морально-этические аспекты проблемы экологической ответственности. На I ступени общего среднего образования на уроках обсуждаются различные пословицы, отражающие мудрость народа. Среди них пословицы, призывающие к бережному отношению к природе, и пословицы с элементами экологического воспитания. Примерами таких пословиц являются: «Сгубить легко, да душе каково?», «Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет»; «Бережливость дороже богатства»; «И у берёзки слёзки текут, когда с неё корку дерут»; «Гнездо разорять – себя убивать».
На уроке литературного чтения во втором классе изучаются произведения, обеспечивающие реализацию идей устойчивого развития. Стихотворение С. Михалкова «Будь человеком» демонстрирует плохое отношение к природе, заставляющее читателей задуматься об этом и повлиять на их отношение к окружающей среде. Рассказ П. Непорожного «Чудо, которое рядом» рассказывает о важной роли электричества в нашей жизни, поэтому на данном уроке важно провести беседу о необходимости энергосбережения и влиянии электричества на природу. Стихотворение Г. Глушнёва «Соседский щенок» описывает жестокое отношение людей к животным и необходимости бережного отношения к ним. В рассказе Н. Носова «Заплатка» главной мыслью для обсуждения является необходимость бережного отношения к вещам, что является одним из условий устойчивого развития.
Реализация идей устойчивого развития на уроках требует использования активных методов обучения. Наряду с традиционными методами обучения целесообразно использовать исследовательский метод, суть которого состоит в анализе и изучении жизни и окружающего его мира, на основе чего учащиеся могут переосмыслить свои действия в отношении природы. Одной из эффективных форм реализации идей устойчивого развития являются экскурсии, которые помогают учащимся напрямую взаимодействовать с объектами окружающей среды и понять взаимосвязь природы и общества. Можно привлекать для беседы экспертов в области естественнонаучных дисциплин. Это поможет учащимся глубже понять роль природы с научной точки зрения. Содействовать устойчивому развитию помогает проектная деятельность. Кроме сплочения коллектива, использование метода проекта положительно тем, что все дети активно погружаются в изучение, исследование и анализ проблемы, ищут пути её решению. Использование проектной деятельной помогает детям не только углубить свои знания в теории по изучаемой проблеме, но и получить некоторые выводы, помогающие изменить свои действия в отношении природы. В качестве средств обучения можно использовать различные видеоролики, аудиозаписи, мультфильмы, суть которых состоит в формировании бережного отношения к окружающему миру. Данная форма работы полезна тем, что видеофайлы легче и проще воспринимаются детьми, чем учебники.
Таким образом, идеи устойчивого развития можно внедрять в образование посредством воспитательных и культурно-познавательных мероприятий, в виде специальных курсов, а также через повседневную работу в процессе преподавания учебных дисциплин.
Список литературы
- В поисках гармонии образование для устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://greenlogic.by/content/files/OUR.pdf. – Дата доступа: 14.05.2017
- Гришаков, К. Р. Понятие устойчивого развития промышленного предприятия / К.Р. Гришаков // SCI-ARTICLE. – 2013. – № 3.
- Живое партнёрство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://partnership.by/bely-aist/chleni-seti-beli-aist/ekologi4eskie-deklaracii. – Дата доступа: 14.05.2017
- Жук, А. И. Образование в интересах устойчивого развития - ведущий механизм и условие обеспечения успешности происходящих социально-экономических перемен / А.И. Жук, Н. Н. Кошель, С. Б. Савелова // Образование для устойчивого развития. – 2015. – Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика. – С. 52–59.
- Міжнародний освітній проект для шкільної молоді та дорослих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.esd.org.ua/node/476. – Дата доступа: 14.05.2017
- Немцев, И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование / И.А. Немцев // NB: Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С. 23–50.
- Организация объединённых Наций в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. – Дата доступа: 14.05.2017
- Ражабов, А. Х. О теоретических основах устойчивого развития / А. Х. Ражабов // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 495–498.
- Розенберг, Г. С. Мифы и реальность «устойчивого развития» / Г. С. Розенберг, С.А. Черникова, Г. П. Краснощеков, Ю. М. Крылов, Д. Б. Гелашвили // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 2. – С. 130–154.
- Урсул А.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель / А. Д. Урсул // Национальные интересы. – 2005. – № 1. – С. 15–34.
- Урсул, А.Д. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Социодинамика. – 2015. – № 1. – С. 11–74.
- Электронные журналы издательства Nota Bene [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_13524.html. – Дата доступа: 14.05.2017