^ Вверх

УДК 373.31

Шарупская А.В.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)

 

ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования представлений о принципах устойчивого развития общества у учеников I ступени общего среднего образования.

 

На современном этапе развития общества появляется множество сфер деятельности и различных технологий, позволяющих людям облегчить их повседневную жизнь и приносящих пользу обществу. Однако, используя ресурсы природы для этого, перед человеком встаёт проблема о сохранении окружающего мира для своего дальнейшего развития и будущих поколений. Для решения этой проблемы в общество активно внедряется устойчивое развитие во многие направления, в том числе в образование.

А. Х. Ражабов характеризует устойчивое развитие как неодинаковое неизменяющееся состояние, а развитие, которое предусматривает соответствие использования ресурсов, направлений затрат, а также технического развития и изменений к потребностям настоящего и будущего [8]. В то же время Г. С Розенберг считает, что устойчивое развитие – это поддерживаемое экономическое развитие, не подвергающее угрозе истощения существующих ресурсов для будущих поколений [9]. В своей работе К. Р. Гришаков даёт понятие устойчивому развитию как постоянному динамическому изменению свойств, показателей системы, что приводит к совершенно новым состояниям системы, обеспечивая постоянство, устойчивость внедрения качественных характеристик [2]. А.Д. Урсул: «Устойчивое развитие – это управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации» [10, с. 18].

Таким образом, под устойчивым развитием понимают изменения в становлении окружающего мира с сохранением его ресурсов для последующего развития.

Принципы устойчивого развития связаны с достижением баланса в экологической и социально-экономической сферах: улучшение качества жизни; гарантированное здоровье людей; удовлетворение основных жизненных потребностей как современного населения, так и будущих поколений; борьба с бедностью; рациональная структура производства и потребления; рациональное природопользование; сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя; обеспечение экологической безопасности; межсекторальное сотрудничество; экологическое сознание, экологическая этика; становление гражданского общества; устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида); глобальное партнерство [8].

Соблюдение данных принципов позволит найти баланс среди различных сфер деятельности общества, сохранить уровень природных ресурсов для дальнейшей возможности сохранения и развития мира.

Образование является одной из важнейших сфер деятельности, влияющей на устойчивое развитие. От того, какие знания будут получены учащимися на протяжении обучения в школе, во многом зависит их дальнейшие действия по отношению к обществу и окружающему миру. А.И. Жук отмечает, что образование как социальный институт призвано обеспечить реализацию стратегий устойчивого развития человеческими ресурсами. «Деятельность системы образования становится механизмом и условием успешности происходящих социально-экономических перемен, обеспечивая устойчивую эффективность менеджмента человеческих ресурсов. И, соответственно, именно образованию принадлежит одна из ведущих ролей в достижении устойчивого развития человечества, нации, региона, страны и каждого конкретного жителя Земли» [4, с. 58].

Целью школьного образования для устойчивого развития должно стать формирование у учащихся качеств личности, позволяющих гармонично взаимодействовать, адаптироваться в социальной, экономической и природной среде [12].

Одной из задач, сформулированных в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) на период до 2020 года, является повышение качества общего среднего образования, включая приобретение знаний и навыков, необходимых для достижения устойчивого развития [7].

Содержанием образования для устойчивого развития в соответствии со Стратегией образования для устойчивого развития является: само устойчивое развитие; проблемы ему препятствующие (локального и глобального характера); способы решения этих проблем. Однако чёткого представления о содержании образования для устойчивого развития, а также методах обучения пока нет, поскольку понимание и суть устойчивого развития меняется в зависимости от текущего момента [1].

Модель образования в целях устойчивого развития всё больше будет включать в себя не только проблемы экологической безопасности, но и вопросы экономического развития, повышения качества жизни, что связано с известной триадой – экономика, экология и социальная сфера [11].

Проблема включения идей устойчивого развития в образование решается разными способами. Одним из направлений работы является организация школами специальных мероприятий: пропаганда энергосбережения и сохранения водных ресурсов, озеленение территории, информирование о раздельном сборе мусора, организация проектной деятельности экологической и краеведческой направленности, работа по воспитанию у обучающихся стремления к чистоте и порядку и пр. Эта деятельность по формированию экологической грамотности играет важную роль для развития социального аспекта личности младшего школьника, т.к. в начальной школе у учащихся складываются морально-этические нормы. В ходе культурно-познавательных мероприятий ребёнок сближается со сверстниками, учится выстраивать отношения с людьми. Именно в это время должна формироваться модель отношений с окружающей средой, а также с будущими поколениями. Некоторые школы РБ участвуют в проектах, направленных на популяризацию идей экологического менеджмента, и по итогам работы составляют экологические декларации своих образовательных учреждений [3]. Несмотря на то, что мероприятия в интересах устойчивого развития проводятся многими школами, они не систематичны и являются инициативой администрации.

Образование в целях устойчивого развития может быть реализовано и в виде специальных курсов. Ряд школ разных стран внедряет в учебный процесс курс по выбору (факультатив), посвящённый устойчивому развитию. Его основным содержанием является экологическая составляющая. Так, например, в Украине разработана специальная школьная программа «Уроки для устойчивого развития» для учащихся общеобразовательных школ в формате курсов по выбору, факультативов, кружков, клубов и других форм внеклассных занятий. Для 1-2 классов созданы и внедряются программа и пособия «Уроки для устойчивого развития. Школа друзей планеты», а для 3-4 классов - «Уроки для устойчивого развития. Моя счастливая планета» [5].

 Многие специалисты считают, что курс, посвящённый устойчивому развитию, должен быть обязательным предметом, а не рассматриваться как курс по выбору или как одна из тем на уроках естествознания. В этом случае он позволяет, в первую очередь, сформировать экологическую культуру обучающихся, причём целесообразно это делать с опорой на проблемы конкретного региона. Таким образом, экологические проблемы всей страны рассматриваются через призму проблем родного населённого пункта, района, области. Это направление работы представляет и концепция биорегионализма, целью которой является познание жителями определённого населенного пункта окружающей среды на своей территории через экскурсии, походы, исследовательские работы, составление карт местности, туризм и др. Специальный курс по устойчивому развитию должен иметь, по мнению И.А. Немцева, ярко выраженную практическую направленность. «Включение детей в изучение локальных экологических проблем (практикум природоохранной деятельности) и путей их решения позволит сформировать экологически ответственную личность. Практикум на этих курсах – его важнейшая часть, ведь важны не столько экологические знания, сколько формирование экологического поведения. Познавая теорию, дети научатся давать правильные ответы на вопросы, связанные с экологией и безопасностью окружающей среды, но не научатся алгоритмам действий по ее защите. Исключительно теоретическое обучение не может обеспечить устойчивое развитие» [6].

Идеи устойчивого развития необходимо внедрять и на уроках. На наш взгляд, на I ступени общего среднего образования наиболее эффективно это можно делать в курсах «Человек и мир», «Математика» и «Литературное чтение».

Курс «Человек и мир» в РБ включает ряд тем, в ходе изучения которых целесообразно реализовать идеи устойчивого развития. Рассмотрим содержательный аспект на примере программного материала 2 класса, позволяющего провести целенаправленную работу в этом направлении. На уроке по теме «Природа вокруг нас», целью которого является развитие представлений о природе в целом, рассматривается вопрос о роли человека в окружающем мире. Поэтому важно затронуть вопросы влияния человека на природу, необходимости бережного отношения к ней. В ходе изучения темы «Чистый воздух - залог здоровья человека» можно провести беседу о проблеме загрязнения воздуха. Тема «Вода - ценный дар природы. Вода и здоровье человека» позволяет рассмотреть вопросы предотвращения загрязнения воды и рационального её использования. Проблема сохранения почв также является целью устойчивого развития. На уроке по теме «Значение почвы в жизни растений, животных и в жизни человека» необходимо не только раскрыть роль почвы в развитии и сохранении окружающей среды, но и обсудить проблему переработки мусора и его влияние на природу. Изучение темы «Условия, необходимые для роста и развития растений» включает в себя познание значения растений в природе, их положительное воздействие на окружающую среду и устойчивое развитие, способствует формированию у детей бережного отношения к растениям и помогает определить их роль в сохранении баланса в окружающем мире. К темам, позволяющим реализовать социально-экономический аспект проблемы устойчивого развития, относится тема «Экономика семьи», в ходе изучения которой у учащихся формируются представления о возможностях и необходимости экономии, о рациональном использовании бюджета и сокращении бездумного потребления.

В уроки математики целесообразно включать задачи экологического и экономического содержания. К составлению задач, отражающих реальные экологические проблемы региона, проблемы сохранения культурного и природного наследия родного края, можно привлекать и самих учащихся. Рассмотрим некоторые примеры задач для 3 класса, отвечающих тематике рационального потребления:

  1. Нина ездит в школу на автобусе. Известно, что каждый месяц на проезд она тратит 15 рублей. Сколько денег сэкономит Нина за год, если она будет весь учебный год ходить в школу пешком?
  2. В квартире установлены обычные лампочки, которые потребляют энергии по 100 Вт каждая. Известно, что энергосберегающая лампочка потребляет 20 Вт. Во сколько раз уменьшится потребление энергии, если обычную лампочку заменить энергосберегающей?
  3. Таня тратит на покупку книг 20 рублей в месяц. Сколько денег сэкономит Таня за полгода, если будет брать книги в библиотеке?
  4. Цена одного куска мыла составляет 50 копеек. Известно, что если такое же мыло покупать в упаковке, содержащей 5 кусков мыла, то стоимость упаковки будет составлять 2 рубля. Насколько дешевле обойдётся один кусок мыла, если покупать его в упаковке?

На уроках чтения можно обсуждать морально-этические аспекты проблемы экологической ответственности. На I ступени общего среднего образования на уроках обсуждаются различные пословицы, отражающие мудрость народа. Среди них пословицы, призывающие к бережному отношению к природе, и пословицы с элементами экологического воспитания. Примерами таких пословиц являются: «Сгубить легко, да душе каково?», «Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет»; «Бережливость дороже богатства»; «И у берёзки слёзки текут, когда с неё корку дерут»; «Гнездо разорять – себя убивать».

На уроке литературного чтения во втором классе изучаются произведения, обеспечивающие реализацию идей устойчивого развития. Стихотворение С. Михалкова «Будь человеком» демонстрирует плохое отношение к природе, заставляющее читателей задуматься об этом и повлиять на их отношение к окружающей среде. Рассказ П. Непорожного «Чудо, которое рядом» рассказывает о важной роли электричества в нашей жизни, поэтому на данном уроке важно провести беседу о необходимости энергосбережения и влиянии электричества на природу. Стихотворение Г. Глушнёва «Соседский щенок» описывает жестокое отношение людей к животным и необходимости бережного отношения к ним. В рассказе Н. Носова «Заплатка» главной мыслью для обсуждения является необходимость бережного отношения к вещам, что является одним из условий устойчивого развития.

Реализация идей устойчивого развития на уроках требует использования активных методов обучения. Наряду с традиционными методами обучения целесообразно использовать исследовательский метод, суть которого состоит в анализе и изучении жизни и окружающего его мира, на основе чего учащиеся могут переосмыслить свои действия в отношении природы. Одной из эффективных форм реализации идей устойчивого развития являются экскурсии, которые помогают учащимся напрямую взаимодействовать с объектами окружающей среды и понять взаимосвязь природы и общества. Можно привлекать для беседы экспертов в области естественнонаучных дисциплин. Это поможет учащимся глубже понять роль природы с научной точки зрения. Содействовать устойчивому развитию помогает проектная деятельность. Кроме сплочения коллектива, использование метода проекта положительно тем, что все дети активно погружаются в изучение, исследование и анализ проблемы, ищут пути её решению. Использование проектной деятельной помогает детям не только углубить свои знания в теории по изучаемой проблеме, но и получить некоторые выводы, помогающие изменить свои действия в отношении природы. В качестве средств обучения можно использовать различные видеоролики, аудиозаписи, мультфильмы, суть которых состоит в формировании бережного отношения к окружающему миру. Данная форма работы полезна тем, что видеофайлы легче и проще воспринимаются детьми, чем учебники.

Таким образом, идеи устойчивого развития можно внедрять в образование посредством воспитательных и культурно-познавательных мероприятий, в виде специальных курсов, а также через повседневную работу в процессе преподавания учебных дисциплин.

 

Список литературы

  1. В поисках гармонии образование для устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://greenlogic.by/content/files/OUR.pdf. – Дата доступа: 14.05.2017
  2. Гришаков, К. Р. Понятие устойчивого развития промышленного предприятия / К.Р. Гришаков // SCI-ARTICLE. – 2013. – № 3.
  3. Живое партнёрство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://partnership.by/bely-aist/chleni-seti-beli-aist/ekologi4eskie-deklaracii. – Дата доступа: 14.05.2017
  4. Жук, А. И. Образование в интересах устойчивого развития - ведущий механизм и условие обеспечения успешности происходящих социально-экономических перемен / А.И. Жук, Н. Н. Кошель, С. Б. Савелова // Образование для устойчивого развития. – 2015. – Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика. – С. 52–59.
  5. Міжнародний освітній проект для шкільної молоді та дорослих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.esd.org.ua/node/476. – Дата доступа: 14.05.2017
  6. Немцев, И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование / И.А. Немцев // NB: Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С. 23–50.
  7. Организация объединённых Наций в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. – Дата доступа: 14.05.2017
  8. Ражабов, А. Х. О теоретических основах устойчивого развития / А. Х. Ражабов // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 495–498.
  9. Розенберг, Г. С. Мифы и реальность «устойчивого развития» / Г. С. Розенберг, С.А. Черникова, Г. П. Краснощеков, Ю. М. Крылов, Д. Б. Гелашвили // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 2. – С. 130–154.
  10. Урсул А.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель / А. Д. Урсул // Национальные интересы. – 2005. – № 1. – С. 15–34.
  11. Урсул, А.Д. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Социодинамика. – 2015. – № 1. – С. 11–74.
  12. Электронные журналы издательства Nota Bene [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_13524.html. – Дата доступа: 14.05.2017