^ Вверх

УДК: 74.202.6

Шкарупа Е.А.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания)

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 

Аннотация. Статья раскрывает сущность активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике. В ней рассмотрены формы и методы стимулирования и поддержания интереса учащихся к математике.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Это связано с тем, что одними из наиболее важных качеств современного человека считаются желание и умение приобретать новые знания самостоятельно, критически их осмысливать, обобщать, систематизировать. Многие исследователи отмечают, что проблема снижения интереса возникает вследствие того, что учителя 1 ступени общего среднего образования сводят проведение уроков математики к использованию только стандартных заданий. Такой подход значительно ограничивает возможности повышения эффективности учебного процесса, а также снижает результативность обучения математике [1].

Наше исследование было направлено на определение форм и методов активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе их обучения математике.

Объектом нашего исследования стала познавательная деятельность младших школьников на учебных занятиях по математике. Предметом  исследования выступили формы и методы активизации познавательной деятельности младших школьников на учебном занятии по математике.

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. Этой теме посвящено множество исследований. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе развития общества. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Проблема исследования не нова. Так, в 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, как передача преподавателем готовых знаний и запоминание их учащимися. В 70-80-е годы дидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровень познавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся в готовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленного переходом от объяснительно-иллюстративного к проблемному обучению [2, c. 34].

Учителю, работающему в современной школе, необходимо постоянно стимулировать познавательную деятельность на учебном занятии по математике через познавательную активность и познавательный интерес, поддерживая желание учащихся узнать что-то новое.

Интерес учеников к математике развивается через поисковую деятельность на уроке и дома, в том числе самостоятельную, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. При этом познавательная активность учащихся при изучении математики зависит даже от того, как сформулировать очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех детей в обсуждение сложившейся ситуации. Познавательная активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.

Учитывая сложность изучения математики на первой ступени общего среднего образования, необходимо так организовать учебное занятие, чтобы учащиеся постоянно были заинтересованы в изучении математического материала. Этого можно достичь через следующие формы и методы.

  1. Широкое использование жизненного опыта учащихся.

При этом большую роль в усвоении материала играют практические работы. Часто школьники запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

  1. Проблемное изложение материала.

Суть его в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, «эмбриологию знания», а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем, контролируют правдоподобность предложенных гипотез, корректность выводов, убедительность доказательств [3, c. 93].

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способность к усвоению материала. Обычно такие работы выполняют в классе сильные ученики [2].

  1. Игровые методы обучения.

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [4]. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой игровой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила [4, c. 10–11].

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащимися сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?». А это значит, что ещё до урока проявляется учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков можно использовать компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток [3, c. 10–15].

  1. Коллективные формы обучения.

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу. Ее освоение начинается учащимися с первого класса, с того момента, когда они учатся работать в постоянных парах.

Коллективный способ обучения способствует формированию умения учиться, которое даст возможность ребенку совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Коллективные формы работы на учебном занятии по математике хорошо себя проявляют при закреплении изученной темы или отработке вычислительных навыков. Во время коллективной работы ученики свободно общаются, доказывают друг другу свою точку зрения [5, c. 114].

  1. Проведение нетрадиционных уроков.

Учащимся нравятся нетрадиционные уроки. Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета. Эти формы уроков могут повторяться, успешно использоваться при изучении других тем в следующих классах. Школьникам они не надоедают. Наоборот, каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, ученики радуются, как впервые [3, c.  214].

Эффективность выявленных форм и методов была проверена экспериментально на базе 3 А класса СШ № 5 г. Гродно. Так, к примеру, на уроке по теме «Письменное вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд» на этапе закрепления вначале были предложены для решения примеры, а затем похожие примеры рассматривались в математической  игре «Мои друзья». Было замечено, что темп работы при решении одного примера в игре увеличился (с шести минут до четырёх), а максимальное количество ошибок уменьшилось с трёх до одной.

Таким образом, активизацию познавательной деятельности учащихся на учебном занятии по математике нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи разнообразных форм и методов. При этом необходимо ее мотивировать, а самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Форм и методов активизации познавательной деятельности много, но наиболее эффективной является дидактическая игра. Она помогает учителю донести учащимся трудный материал в доступной форме, повышает качество его усвоения, что очень важно при обучении математике на первой ступени общего среднего образования.

 

Список литературы

  1. Трегубова, Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики / Н. Е. Трегубова // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 652–655.
  2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.
  3. Беспалько, В. П. Новые методы и средства обучения / В. П. Беспалько. – М. : АРКО, 2004. – 361 с.
  4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Просвещение, 2002. – 431 с.
  5. Жикалкина, Т. П. Дидактическая игра на уроках математики / Т. П. Жикалкина // Начальная школа. – 1996. – № 3. – С. 114.