УДК 37.013.42(075.8)
Дмитрук А.Д.
студентка 3 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Лантух Т.В., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА
Аннотация. В статье поднимается проблема алкоголизма несовершеннолетних, влияние алкоголя на развитие личности подростков. Анализируются причины подрасткового алкоголизма, прдлагаются меры профилактики.
Преодоление таких пагубных явлений, как алкоголизм, - одна из глобальных задач, стоящих перед человечеством. По данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). Под алкоголизмом мы подразумеваем медленно прогрессирующие заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием психической деградации [1]. Развитие алкоголизма непосредственно связано с уровнем алкоголизации населения в каждой конкретной стране.
Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в Республике Беларусь с 2011 г. начало постепенно снижаться и на начало 2016 г. составило 9,05 л. В 2015 году от случайного отравлением алкоголем в Республике Беларусь умерло более 1,3 тысяч человек., в 2014 году более 1,5 тыс. чел. По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения совершено более 17 тыс. преступлений, в 2014 г. более 18 тыс. Пьянство и алкоголизм по-прежнему остаются основной причиной, повышающей риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них. За 2015 г. по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в жилищном фонде погибли более 350 человек [1].
Проведенное нами исследование показало, что, как правило, подростки постепенно втягиваются в процесс приобщения к спиртному и проходят несколько стадий:
- начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости);
- постепенный переход к крепким напиткам;
- частое употребление алкоголя в больших дозах;
- отсутствие выраженных соматических последствий употребления алкоголя;
- отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя;
- негативное отношение к предложению начать лечение [2].
Представим признаки алкогольной зависимости: непреодолимое желание принять алкоголь; расширения круга поводов для выпивки; нарастание частоты выпивок; потеря контроля над количеством выпитого; утренняя забывчивость; рост личной переносимости дозы алкоголя; усиление симптомов плохого самочувствия после выпивки; высокий приоритет употребления алкоголя по сравнению с любыми другими видами деятельности и обязательствами.
По мнению учёных (Н.И. Григорьева, А.И. Исхакова и др.) причины подросткового алкоголизма тесно связаны с тремя аспектами:
- семейными проблемами;
- влиянием среды (компании);
- личностными особенностями.
При регулярном приеме алкоголя резко падает работоспособность, круг интересов сужается, снижается успеваемость в школе, так как страдает память, меняется характер и весь склад личности в целом. Смертность от алкоголизма среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах.
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек-подростков.
К основным направлениям деятельности социального педагога с подростками в профилактике причин и последствий алкоголизма можно отнести:
- Просвещение подростков (деградация личности, суицид на почве алкоголизма, цирроз печени алкогольного происхождения, патологии у детей, рождённых от алкоголиков и др.);
- Формирование умения чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников;
- Организация свободного времени (бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления алкоголя);
- Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы;
- Преодоление социально-педагогической запущенности школьников, проявляющейся в ограниченном словарном запасе, бедности знаний об окружающем мире и др.
Проведенное нами исследование показало, что могут оказаться эффективными в профилактике алкоголизма подростков такие формы работы как: дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, тренинг по тренировке технологии «отказа» и др.
К основным правилам профилактической работы социального педагога с группой подростков следует отнести: поддерживание самооценки участников; создание благоприятной групповой атмосферы на основе доверия и принятия друг друга; обеспечение самораскрытия детей.
Подводя итог сказанному выше, можно подчеркнуть, что решение проблемы профилактики алкоголизма подростков может дать положительный результат при условии: учёта возрастных особенностей детей так же при желании самого ребенка. Для подростков очень важно самовыражение. И необходима такая профилактика, чтобы он понял, как это здорово доказывать свои способности при помощи каких-либо достижений. Это может быть спорт, развитие каких-то талантов или знаний в определенной области. Взрослеющему человеку необходимо иметь интересное увлечение, тогда и вопрос алкоголизма среди подростков сам по себе отпадет.
Список литературы