^ Вверх

УДК 316.6

Каунова Д.И.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Тарантей  В.П., заведующий кафедрой педагогики и социальной работы, доктор педагогических наук, профессор)

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен студенческой семьи, влияние ее на социализацию молодежи, на выполнение молодыми людьми основных социальных функций, успехи в обучении.

 

Студенческая семья – это особый вид молодой семьи, создаваемый людьми, обучающимися в вузах, при этом, каждому из супругов не более 28 лет, а стаж их семейной жизни не превышает 5 лет.

Целью исследования молодой студенческой семьи является социокультурная специфика ее функционирования в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы и обоснование концепции ее социальной защиты в контексте новых исторических реальностей Беларуси. При этом решаются следующие исследовательские задачи:

1) анализ современного состояния современной молодой семьи и выявление ее основных проблем;

2) выявление специфики функционирования студенческой семьи в условиях ВУЗа и проблем удовлетворенности членов молодых семей условиями функционирования в высшем учебном заведении;

3) обоснование концепции новой системы социальной защиты молодой студенческой семьи в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.

Основным рабочим инструментом исследования, предназначенным для сбора первичной социологической информации, была составленная автором анкета, которая конструировалась в соответствии с общими программными установками, характером исследовательских задач и типом избранной методики

Объем выборочной совокупности составил 50 молодых семей, из них в 29 семьях (58%) и муж, и жена студенты, в 11 семьях (22%) студентом является только муж и в 10 семьях (20%) в ВУЗе обучается только жена.

В контексте проводимого анкетирования мы акцентировали внимание и на выявление трудностей, с которыми могут столкнуться студенческие семьи после вступления в брак и появления в семье ребенка. Отметим, что в последнее время четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Многие исследователи указывают на то, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям, которые заканчивается часто абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от детей. Отметим и то, что в настоящее время семья как социальный институт переживает процесс модернизации, сопровождающийся как рядом кризисных явлений (утратой ряда исторически присущих ей функций, разрушением социальных стандартов много- и среднедетности), так и закономерным и объективным процессом трансформации этого института, смены традиционного типа семьи современным.

В ходе исследования было выяснено, что контингент студенческих семей имеет следующие характеристики: средний возраст супругов 21-23 года, в большинстве семей (58%) и муж, и жена студенты, большинство супругов приехали учиться в университет из сельской местности (среди мужчин 56,9% и 54% среди женщин), большинство опрошенных из полных семей (62% мужчин и 66% женщин).

Главные социальные проблемы у молодых людей связаны с началом вхождения во взрослую жизнь – получением образования, экономической независимости, созданием семьи. Нами выявлено, что важнейшей социально-экономической проблемой студенческой семьи является ее социальное расслоение (наличие «золотой» молодежи, среднеобеспеченной и материально слабообеспеченной молодежи). Социальное расслоение студенческой семьи продуцируется в зависимости от социального происхождения, статуса родительской семьи, включенности в структуру общества. Большой проблемой является и жилищная. Предоставление комнаты в общежитии  напрямую зависит от материального обеспечения и политики высшего учебного заведения, которое не всегда предоставляет студенческим семьям такую возможность. [2, с 248].

В зарегистрированном браке состоят 94% молодых семей и проживают совместно (72%), при этом 44,4% проживают в общежитии, 36,1% – снимают квартиру, в 42% семей работает один член семьи на полную ставку, большинство семей бездетные (60%), но в будущем 50% семей желали бы иметь одного ребенка.

С рождением ребенка начинается новый этап в развитии семьи. У молодых супругов резко сокращается объем свободного времени, возрастают психологические нагрузки, увеличиваются денежные расходы. Первые настоящие житейские трудности сопряжены и с ответственным периодом учебы – написанием курсовых и дипломных работ, специализацией, первым научным поиском и выбором направления в работе. Серьезной социально-экономической проблемой, с которой сталкивается студенческая семьяявляется ее материальное обеспечение. Трудности, связанные с низким материальным достатком, заставляют часть студентов отказаться, к примеру, даже от получения высшего образования, 95% студентов считают, что без помощи родителей невозможно жить и учиться на одну стипендию. Это заставляет в более раннем возрасте включаться в трудовую деятельность.[1, с. 13]

Можно отметить, что большинство молодых пар (43%) считают, что их семья испытывает материальные затруднения, а 31% среди основных проблем называют жилищные проблемы. Проблемы психологического характера испытывают 14% и 12% семей, значимыми проблемами считают конфликты с родственниками супругов.

Важнейшей психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость супругов. В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, именно на данном этапе семейной жизни часто возникают сложности: столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений по отношению к конкретному предмету или ситуации.

В приоритете у молодых семей материальное благополучие (56%), здоровье (43%) и семья (39%). Большой удельный вес также приходится на развлечения и получение удовольствий (37%) и высокую духовность, нравственное самосовершенствование (31%). Знания и хорошее образование среди приоритетных ценностей назвали 26% опрошенных, жизнь и ее безопасность – 23%. Наименее значимыми для студенческих семей являются труд (21%) и гражданственность и патриотизм (16%).

В студенческих семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей и ролей по причине низкого уровня подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни. Тем не менее, основанная на любви и общности интересов молодая студенческая семья характеризуется сравнительно высоким уровнем стабильности, что является ее положительной чертой.

Несмотря на все трудности, студенческие семьи в основном стабильны. К объективным факторам относятся несколько улучшающиеся в последние годы социальные системы. Проводятся серьезные экономические реформы, работают национальные проекты, ведется законотворческая деятельность, предоставляется материальная помощь, родовые сертификаты и т.д. К этим факторам можно отнести и социальный контроль, правовые и культурные нормы, национальные традиции, ожидания и требования социального окружения.

Но наряду с тем многие из опрошенных молодых людей не знают каких-либо нормативно-правовых актов или других документов, касающихся поддержки молодых семей, и лишь 32% обращались в государственные органы за поддержкой для решения семейных проблем. За поддержкой или советом в социально-педагогическую и социально-психологическую службу Гродненского государственного университета имени Янки Купалы всегда обращаются 24% семей, редко – 32% и никогда не обращались 44%. К куратору группы обращались 16% семей, в деканат – 24%, в БРСМ – 6% и в студенческий профком – 18%. Молодые семьи в основном предпочитают обращаться за помощью к ближайшим родственникам (26% иногда, 16% часто и 22% постоянно) и к друзьям и знакомым (соответственно 26%, 29% и 19%).

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администрации вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывают помощь и поддержку: выделяют места в общежитии, выдают денежные пособия, по возможности создают условия для совмещения учебы и воспитания детей.

Из опрошенных молодых людей 67% молодых людей считают, что Клуб молодой семьи нужен в университете, при этом 25% хотели бы принимать участие в мероприятиях Клуба молодой семьи и 48% – иногда принимать в них участие. Большинство опрошенных молодых семей хотели бы принять участие в туристических походах и пикниках, организованных Клубом молодой семьи (34%), а также в детских и семейных праздниках с конкурсами и выступлениями (29%). От университета молодые пары ожидают учета семейного положения студентов перед сессией, сдачей государственных экзаменов (часто – 41%), материальной поддержки (иногда – 26%, всегда – 40%), обеспечения временной жилплощадью (иногда – 33%, часто – 29%, всегда – 11%), перевода на индивидуальный график обучения (часто – 33%, всегда – 21%) и оказания помощи по обучению временной работы (иногда – 33%, часто – 29%, всегда – 18%).

В ближней перспективе необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых и студенческих семей; оказание им психологической помощи по укреплению мотивации к вступлению в брак и созданию семьи как важнейшей ценности в жизни человека.

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы молодым семьям оказывается социально-педагогическая, социально-экономическая и социально-психологическая поддержка. Для организации эффективной работы с молодыми студенческими семьями в университете создан «Клуб молодой семьи» в целях обеспечения информационной, социальной и психологической поддержки студенческой семье, отдельным студенческим парам с устойчивыми взаимоотношениями. В ВУЗе учитываются потребности информационно-воспитательного характера, организуется консультационный всеобуч по проблемам брака и семьи, коммуникативным проблемам, конфликтологии, гигиены, степени рискогенности добрачных связей и т.п.

В заключение необходимо отметить, что вовремя полученная поддержка освобождает семью от многих нерешенных и нерешаемых проблем, которые, накапливаясь, переплетаются, усложняются, не позволяют решать насущные ежедневные задачи. Поддержка, выражающаяся в защите, помощи, содействии, посредничестве, предполагает использование системы мер, обеспечивающих физическую, моральную, психологическую безопасность семьи, отстаивание ее интересов, прав на благополучное развитие событий и нормальное самочувствие. Сотрудничество, взаимодействие, сопровождение заключаются в совместной с молодой семьей деятельности социальной семейной службы в целях формирования у семьи и ее членов самостоятельности в решении своих проблем. Самостоятельность отражает результат сотрудничества с социальной службой и проявляется в способности без посторонней помощи и контроля справляться с жизненными трудностями.

 

Список литературы

  1. Глотов, М.Б. Социология молодежи. / М.Б. Глотов. СПб Санкт-Петербург, 2001. – 26 с.
  2. Стелъникова, О.М. На пороге семьи / О.М. Стельникова. – Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. мед. акад., 2005. – 534 с.