^ Вверх

УДК 37.013.42(075.8)

Тиханович А.С.

 

студентка 3 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 (научный руководитель – Лантух  Т.В., доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о ситуации с наркотической зависимостью среди населения в Республике Беларусь. Выявлено, что наблюдается тенденция омоложения лиц, употребляющих наркотические и психотропные препараты. Доказывается необходимость развития системы профилактических мероприятий для решения проблемы наркотической зависимости среди молодежи.

 

Проблема наркомании в Республике Беларусь в настоящее время обостряется, ежегодно наблюдается омоложение лиц, употребляющих психотропные и наркотические вещества (ПАВ). Происходит неуклонное «омоложение» наркомании [1, с. 12]. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь процент детей младшего школьного возраста, употребляющих наркотики, растет. К этому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков [2, с. 231].

Лучший метод борьбы с наркоманией – профилактика. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься её лечением. Согласно научным данным, излечить от наркомании удается не более 2-3% от числа всех заболевших [3]. Учитывая, что характер человека закладывается в младшем школьном возрасте, а также, что дети этого возраста имеют свои специфические социально-психологические особенности, а также более подвержены воздействию со стороны окружающих их людей, профилактикой наркомании целесообразно заниматься именно в этот возрастной период [4, с. 10].

Под профилактикой наркомании у детей младшего школьного возраста мы подразумеваем комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленны на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих употребления ПАВ. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что профилактика в настоящее время является наиболее уязвимым местом в преодолении проблемы сохранения и оздоровления современного поколения. До сих пор продолжаются поиски наиболее эффективных средств профилактики наркозависимости у детей и подростков [5, с. 182-183].

В целях изучения характера отношения детей к наркомании и ведению здорового образа жизни нами было проведено исследование среди учащихся младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 86 учеников 1-4 классов в возрасте от 6-до 12 лет. Из них 15 учеников 1 класса, 28 учеников 2 класса, 21 ученик 3 класса и 22 ученика 4 класса.

Обработанные данные диагностики показали, что наибольшее количество респондентов (93%), имеющих четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ, настроенных на ведение здорового образа жизни, наблюдается среди учеников 1 класса. Наименьший процент детей с данной характеристикой приходится на учащихся 4 класса (55%). Обработанные результаты позволяют констатировать, что в настоящее время положительные тенденции по сохранению здорового образа жизни у детей с возрастом не только не укрепляются, но даже заметно затухают, что свидетельствует об отсутствии (или недостаточной эффективности) профилактической работы в данный возрастной период среди детей. Представим сказанное в виде рисунка 1.

Рисунок наглядно показывает, что становясь старше, желание вести здоровый образ жизни у детей не только не укрепляется, но даже заметно ослабевает, отношение к употреблению наркотиков становится более лояльным. Такой факт не может не настораживать, так как, упущенное для профилактики время в дальнейшем очень трудно(а иногда и вовсе невозможно) наверстать.

 

 

 

Рисунок 1 − Показатели сформированности негативного отношения детей 1-х - 4-х классов к употреблению ПАВ

 

Проведенное нами исследование также показало, что более половины всех опрошенных детей, участвующих в исследовании (64%) имеют правильное представление о наркомании, т.е. связывают данный термин со смертельным заболеванием. Вместе с тем, почти каждый 12-ый ребёнок, участвующий в исследовании, готов «попробовать или понюхать что-то в виде жидкости (порошка)», каждый пятый − закурить, если кто-то предложит им это сделать.

На вопрос анкеты «Курит ли кто-то из твоих родителей?», 58% от всех опрошенных респондентов ответили положительно (хотя бы один из родителей курит). Родители, по-видимому, не понимают, что именно в этом возрасте ребенок проявляет такие социально-психологические особенности, как подражаемость и любознательность, в силу чего, наносят вред здоровью своих детей, затрудняют процесс профилактики наркозависимости.

Вызывает тревогу и тот факт, что отдельным учащимся (5%) 3-4 классов, участвующим в экспериментальном исследовании, предложение закурить уже поступало. На вопрос «Есть ли среди твоих друзей те, кто хоть раз пробовал курить?», − ответили положительно 1% учеников 1 класса, 25% ‒ 2 класса, 14% ‒ 3 класса и 36% ‒ 4 класса.

Полученные результаты проведенного исследования в очередной раз доказывают, что в настоящее время в нашем обществе необходимо максимально рано выявлять симптомы психологической предрасположенности детей к употреблению наркотических веществ и активно проводить профилактическую работу в данном направлении уже в младшем школьном возрасте.

Как показало наше исследование, эффективным и недостаточно распространённым средством профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста может служить один из видов арт-терапии ‒ сказкотерапия. Анализ научных, учебно-методических работ, а также рекомендации и богатый, разносторонний опыт Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Г. Жиляева, Т. И. Палачевой и др. помог нам разработать программу профилактики наркомании среди детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии. Представляем программу профилактики наркомании у детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии в виде таблицы 1.

Таблица даёт наглядное представление о содержании работы с детьми младшего школьного возраста, формах и приемах профилактики наркомании средством сказки. В программе представлена специфика работы со сказками, систематизирована по неделям практики.

 

Таблица 1 − Программа профилактики наркомании у детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии

 

№ недели

Формы и приемы работы

1-2 недели

1. Чтение или рассказ специально подобранной для занятия сказки с последующим ее обсуждением и анализом:

  • диагностика склонности к употреблению ПАВ,
  • решение «открытых» сказочных задач,
  • исследование архетипов и образов.

3-4 недели

1. Чтение или рассказ специально подобранной для занятия сказки.

2. Творческая работа по сюжету тематической сказки:

  • психодиагностическое рисование,
  • спонтанное «волшебное» рисование,
  • лепка героев сказки,
  • аппликация,
  • коллаж и др.

5-6 недели

1. Чтение или рассказ специально подобранной для занятия сказки.

2. Творческая работа по сюжету тематической сказки:

  • чтение сказки по ролям,
  • драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях,
  • пальчиковые представления,
  • кукольные представления.

7-8 недели

1. Чтение или рассказ специально подобранной для занятия сказки.

2. Творческая работа по сюжету тематической сказки:

  • сочинение окончания сказки (дописывание сказки),
  • сочинение новой сказки.

 

В первые недели профилактической работы, по нашему мнению, следует особое внимание уделить определению детьми поворотного момента сказки, которое предполагает ответы на вопросы: «Когда происходит «плохое (печальное) событие»? «Можно ли было этого избежать?» и т. д. Определение сути ситуации, поиски причин актуального конфликта для героя формируют у ребенка умение размышлять, искать верное решение. Очень важно в работе со сказкой вычленить главное направление: «Что можно сделать, чтобы избежать этого «плохого»? «Как это сделать?». Кроме того важно указать в сказочном сюжете на переход в социальные роли: из чужого ‒во врага, из знакомого ‒ в друга. Это позволяет утвердить ребенка в мысли, что нельзя доверять чужому, незнакомому человеку: чужой значит чуждый, он враг; знакомый тот, кого хорошо знаешь, кому доверяешь, он друг. Следует обратить внимание детей на необходимость отказа одного из героев сказки от предложения принять какой-то предмет или выполнить действие: «Почему сказочному герою следует отказаться от такого предложения?».

Важно научить детей распознаванию сигналов опасности на примере подобранных сказок, по которым можно увидеть, что предлагается, к примеру, одурманивающее зелье. Сюжет сказки помогает насторожиться, узнать момент, требующий принятия важного решения (принять или отказаться от неадекватных предложений).

Большое внимание в профилактической работе с детьми младшего школьного возраста следует уделять выполнению творческих заданий. Ребенку можно предложить нарисовать, слепить или представить сюжет сказки в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребенок воплощает все, что его волнует, затрагивает его мысли и чувства.

Важное внимание в экспериментальной программе уделялось «проигрыванию сказки», что позволяло детям пропустить сюжет сказки через себя, сделать его более понятным и близким ребёнку. При этом очень важно использовать сказки с позитивным вариантом сюжета. Позитивный сюжет, проигранный детьми, обеспечивает их личностное развитие, показывает, как поступать в той или иной ситуации. Учиться правильному поведению лучше на чужих ошибках, размышляя над поступками сказочных героев и анализируя последствия их поведения в том или ином случае.

Детям можно предложить построение такого оптимального сказочного сценария, который будет способствовать формированию осознанного действия, видению позитивных способов решения в сложившейся ситуации. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание позволяет детям самостоятельно выявлять их спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении детей, но в то же время имеют место в них. Каждый ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты будут проиграны очень точно.

Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что, во-первых, профилактической работой следует заниматься своевременно, не упускать из вида младший школьный возраст, во-вторых, следует учитывать психофизиологические особенности детей данной возрастной группы; в-третьих, использовать формы и приёмы работы, позволяющие добиваться эффективных результатов в реализации профилактической программы.

 

Список литературы

  1. Тростанецкая, Г. Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Г. Н. Тростанецкая, А. А. Гериш. – М.: Центр, 2002. – 270 с.
  2. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2013 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2014. – 280 с.
  3. Аскарова, А. Р. Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании / А. Р. Аскарова, Р. М. Исмагзамова, А. Г. Майорова // [Электронный ресурс]. – М., 2011. – Режим доступа: http: www.narkotikam.net. – Дата доступа: 21.04.2017.
  4. Березин, С. В. Психология ранней наркомании / С. В. Березина, К. С. Лисецкий. – Самара: Самарский университет, 2000. – 64 с.
  5. Лантух, Т. В. Роль социально-культурной деятельности в профилактике наркомании среди детей и подростков / Лантух Т. В., отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы III Международной научно-практической конференции (май 2015 г.). – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. – С. 182–183.