^ Вверх

УДК 316.6

 

Лось В.Э.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – О.М. Дорошко, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Аннотация. В статье анализируется такая острая социальная проблема как сиротство. Особое внимание уделено вопросу социального сиротства как негативного проявления состояния общественного сознания.

 

Социальное сиротство, как явление противоестественно, ведь вызывается чрезвычайными для ребёнка обстоятельствами – смертью близких, родных людей. Но ещё более противоестественно, если ребёнок остаётся одиноким из-за не правильного поведения родителей, жертвами которого становятся дети. Сиротство является острой социальной проблемой современного белорусского общества. Оно изучается педагогами, юристами, социологами и психологами в Республике Беларусь, и в других странах. Например, в Беларуси – И.А. Малюженец, И.А. Зимина и другие. В России сиротством занимались такие исследователи как К.Ю. Бородич, Н.В. Летова, Т.В. Ткаченко. Отдельные стороны этого явления изучали педагоги Ж.А. Захарова, Т.В. Преснякова, Н.С. Никифорова; психологи А.А. Аладьин, Ю.Ф. Лахвич, В.А. Маглыш, А.М. Прихожан, Л.И. Смагина, Н.Н. Толстых, И.А. Фурманов.

Понятие «сиротство» многоаспектно. Например, педагогический словарь трактует понятие сиротство как: «Социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. [1, c. 219-220].

В нашей ментальности отношение к сироте было душевное и жалостливое: если родители умирали, сельская община брала детей на обеспечение, девочек пристраивали в рукодельницы, мальчиков – в подмастерья к лучшим мастерам. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Обидеть сироту считалось большим грехом. Известно, что училища для сирот содержали при своих дворах в разные времена князья киевские, литовские, полоцкие, минские, в лице которых нашли единение личная и государственная благотворительность. Училища для бедных и сирот были фактически при всех более или менее крупных монастырях. История доносит до нас факты бесплатного обучения ремеслу, когда в ученики поступали сироты или дети бедных родителей. Правда, впоследствии подросток должен был отработать несколько лет у мастера или в мастерских. В училищах для сирот при княжеских дворах и монастырях, где дети овладевали основными грамотами, они также получали первоначальные профессиональные навыки, занимаясь земледелием, плетением корзин, изготовлением изделий из дерева, металла и т.д. [2, c. 59-60].

Впервые о маштабах явления, которое получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда. В докладе президента фонда А. Лиханова были приведены такие данные: «В почти 95 % случаев нынешние детдомовцы – сироты при живых родителях» [3, c. 57]. В 1990 году по поручению Советского детского фонда Научно-исследовательским институтом детства был подготовлен первый фундаментальный доклад «Положение детей в СССР». Естественно, все отражённые в этом докладе проблемы имели прямое отношение и к Беларуси. Именно тогда наряду с различными острыми вопросами, характерными для многих стран мира, было затронуто такое опасное социальное явление, как социальное сиротство [4, с. 72].

В настоящее время ситуация осложняется тем, что большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, - это так называемые социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осужденные, отказались или уклоняются от воспитания детей. По разным данным, количество социальных сирот составляет 85 – 90 % от всего количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Статистика ежегодно констатирует рост числа беспризорных детей, что напрямую связывается с ухудшением условий жизни, падением социального престижа семьи и ее нравственных устоев, ростом внебрачной рождаемости, увеличением количества детей, рожденных несовершеннолетними матерями, повешением родителей, ведущих асоциальный образ жизни, изменением отношения к детям вплоть до их полного вытеснения из семьи. Поэтому пополнение интернатных учреждений идет за счет детей из неблагополучных семей, получивших огромный негативный опыт социализации. Это сопровождается у многих из них пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском психического или физического насилия, риском развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У этих детей искаженные условия ранней социализации, которые сопровождаются аморально-криминальным окружением с риском вовлечения в преступную деятельность, с формированием асоциальных личностных деформаций и устойчивыми формами делинквентной и далее криминальной активности [5].

В Республике Беларусь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей уделяется большое внимание. В настоящее время в нашей стране действует свыше 30 законодательных актов, отражающих политику государства по устройству и воспитанию осиротевших детей. Одними из основных являются:

  • Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», который определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации;
  • Закон Республики Беларусь «О браке и семье», в котором закреплены положения о защите прав и законных интересов детей-сирот, устройство на воспитание, ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь при выявлении, учете и устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении и др.;
  • Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте; устранение пробелов в правовом регулировании; который обеспечивает равные прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.
  • Президентская программа «Дети-сироты», целью которой является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6, с. 28].

В перечисленных выше документах и других нормативно-правовых актах подчеркивается значение семьи для воспитания ребенка, ее роль в государстве и устанавливаются механизмы защиты прав детей, лишенных семейного окружения.

Стратегические направления деятельности по преодолению социального сиротства, на наш взгляд, следующие:

  • формирование в обществе, в первую очередь среди молодёжи и родителей, ответственного отношения к своему репродуктивному поведению, рождению и воспитанию детей, ответственности семьи за рождение ребёнка, его жизнь, здоровье и судьбу;
  • реализация при поддержке государства программ, в рамках которых решались бы вопросы подготовки молодёжи к созданию семьи и ответственному родительству, подготовки специалистов, работающих с семьёй ребёнка;
  • привлечение к решению проблем ребёнка и семьи общественных организаций, социальное партнёрство государственных и общественных структур;
  • ориентация существующих социальных служб на решение приоритетной социальной задачи – максимально ранее оказание помощи семьям с детьми при возникновении социально-психологических проблем, поддержка семей в сложных ситуациях;
  • совершенствование системы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этой категории детей, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и другие интересов;
  • улучшение материального обеспечения, предоставление таким детям реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;
  • создание приёмных семей по примеру зарубежных государств.

Таким образом, основной задачей общества и государства является сохранение ребёнка в семье и семьи для ребёнка. Выделенные пути решения проблем социального сиротства улучшат отношения к данной проблеме и создадут предпосылки, когда социальное сиротство исчезнет как явление.

 

Список литературы

  1. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М. А. Праздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 280 с.
  2. Ребковец, М. Дети – сироты под защитой государства // М. Ребковец Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 5. – С.59–97.
  3. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М., 1988. – 270 с.
  4. Смагина, Л.И. Права ребёнка: Теория и методика: пособия для педагогов / Л.И. Смагина. – Минск: Беларуская навука, 2001. – 156 с.
  5. Бубен С.С. Проблемы социального сиротства на Беларуси / С.С. Бубен // Образование и воспитание. – 2007. – №11. – С. 74
  6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: учеб. - метод. пособие / В.В. Мартынова. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.